Перейти к содержимому


«Вокруг сплошные бабы, а я один мужик!»


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Главный редактор

Главный редактор

    Борисовчанин

  • Новичок
  • PipPipPip
  • 134 сообщений

Отправлено 14 October 2016 - 09:24

«ВОКРУГ СПЛОШНЫЕ БАБЫ, А Я ОДИН МУЖИК!» -
борисовский театр открыл свой 57-ой сезон пьесой,пропагандирующей насилие и сексизм.

Хочу сразу уточнить, я не театральный критик, я обычная зрительница. И недавно режиссер Сергей Сергиенко уже «порадовал» пьесой заокеанского автора, выдав историю жизни американской семьи 50-х годов прошлого века (вместе со всеми социально-бытовыми нюансами исторического периода и региона) за современную, борисовскую. А я впечатлительная и не могу молчать. (ссылка на статью http://ex-press.by/article.php?id=109213)

В этот раз режиссер представил зрителям свое собственное творение, драму с философским названием «Когда спящий проснется».

Эффектное начало действа, где пришедшая в гости незнакомка собирается пристрелить главного героя, очень агрессивно настроенного хама и тут же передумывает, изрядно интригует. (Изрядно – слово из лексики пьесы, о которой ниже упомяну). А вот дальше начинается очень странный фарш из, как сказал один анонимный зритель, «ненатуральных эмоций» и нелогичных поступков персонажей пьесы. 

В главных ролях все те же лица из предыдущей истории – актер театра «Видарыс» Андрей Тюкалов и жена режиссера пьесы, Кристина Сергиенко. И тема та же, изрядно сексистская. Врущая женщина-загадка и мужчина-неудачник пытаются строить романтические отношения. И, что удивительно, им это удается. По версии автора.

Коротко о сюжете. У главного героя погиб ребенок, и из обычного хорошего парня за год человек превратился в гневно орущего одинокого психопата с жаждой мести, «плохим характером» и «дыркой в голове» - как о нем отзывается его бывшая жена. И каким его нам показывает Сергей Сергиенко. Его герой не то режиссер, не то педагог. Причем, уроки актерского мастерства по собственному методу этот «педагог» своей несостоявшейся убийце демонстрирует тут же – хамит, грубит, унижает. Мол, она чересчур старая для поступления на актерское и тело у нее неправильное – «осанка дерьмовая». По мне, бить и унижать – это не значит мотивировать. Но наш педагог заявляет своей ученице, что она обязана все терпеть и принимать, потому что режиссер это «отец родной, царь, и бог».

Без сомнений, Сергей Сергиенко хорошо знает материал, который использовал в пьесе, ведь он сам создал в Борисове молодежную театральную студию «Триумф», несколько лет преподавал там и поставил с подростками много спектаклей. Что ж, у каждого режиссера и педагога свое видение режиссуры и педагогики. Возможно, поэтому, Андрей Тюкалов, которой в течение двух актов пьесы на одной истеричной ноте старается изображать обезумевшего от неудач грубияна, не слишком убедителен. Не отец он, не царь, и не бог, хоть и тоже по образованию в своей реальной жизни - режиссер. Но он очень старается выполнить поставленную ему актерскую задачу.

Старается и главная героиня. Настолько выразительно старается, что периодически хочется оглядеться по сторонам – а не сидит ли в зале какой-нибудь известный продюсер или режиссер с целью открыть новое имя и предложить контракт. Потому что, в отличие от партнера по сцене, у Кристины Сергиенко в арсенале не одна нота, а целый трехрядный баян.

И вроде никакой продюсер в зале не сидит, но зачем вся эта ярмарка эмоций, ужимок и поз? Артистка то изображает испуганную девочку, то светскую львицу, то уставшую боевую подругу. И в этом деморолике примы любительского театра (в котором добрая половина актеров - профессионалы) сложно понять, какова же истинная мотивация ее героини. Я пробовала разбираться – не вышло.

Давайте еще раз. Девушка приходит к человеку, чтобы его убить (у нее есть повод, но раскрывать не буду). А человек унижает ее, применяет психологическое и физическое насилие. И, несмотря на это, героиня забывает свой первоначальный мотив и в этого человека влюбляется. Что нам здесь продают? Известную народную (русскую) мудрость - бьет, значит любит? Она его пожалела? Конечно, ведь любой тематический паблик Вконтакте подтвердит, что все «бабы» влюбляются в плохих парней… а также в истероидов и психопатов, насильников и садистов. И точно так же хрестоматийно героиня влюбляет этого психопата в себя. Эффектно выпрыгивая из старых джинсов и демонстрируя ему «маленькое красное платье» и все, что под ним. Называя это «артистическими способностями».

Герой тут же предлагает девушке уроки актерского мастерства (вышеупомянутые) в обмен на ее хозяйственно-бытовой труд в его квартире, а то у нее платить за уроки нечем, у него «посуда изрядно грязная». На артистке моментально появляется еще один символ традиционного семейного счастья – фартук. А в пустой до этого посуде (до сих пор артисты играли несуществующий кофе) возникают натуральные макароны. Герой ест обед и вроде бы ненадолго умиротворяется. И все последующие сцены наглядно демонстрируют циклы домашнего насилия по обычной схеме.

(Вы можете проверить себя и свои отношения, и если что-то «не то» обнаружили, звоните на горячую линию http://ex-press.by/article.php?id=117338)

Схема всегда одинакова. Возникает повод для скандала. За ним следует унижение, психологическое давление и физическое насилие (в разных сценах герои по очереди друг друга бьют по лицу, угрожают оружием, бросаются мебелью). Затем агрессор признает вину, просит прощения и в завершение - романтическая сцена. Этих циклов в спектакле я насчитала три штуки.

И если, по словам одного анонимного психотерапевта, главный герой по всем признакам имеет серьезное психическое расстройство, т.к. здоровая психика подобную реакцию даже на крайне тяжелую и трагическую жизненную ситуацию дать не может. То, вроде бы здоровая, героиня ведет себя не менее странно. Она то обвиняет своего галлюцинирующего агрессора в том, что он хочет расправиться со своими врагами, то в том, что он не может дать им сдачи, то снова собирается его убить и даже советуется об этом со своими сотрудниками.

Тщетно пытаясь понять мотивацию и поступки персонажей в течение полутора актов, я пришла к выводу, что логики в их действиях нет. Во всяком случае, драматургической. И с этого момента даже щедро используемый режиссером продукт плэйсмент, конфликты сценического решения, внезапные сцены из других жанров (мелодрамы, комедии положений), странные детали сюжета и своеобразная лексика персонажей перестали раздражать.

 «А теперь она посеяла в моей душе сомнение…», «Она заполняла мой вакуум, а теперь мне придется заполнять вакуум чем-то другим.» - реплики будто взяты из онлайн переводчика.

Из подъезда: «Хрен докажешь», «ты все похерил», «дерьмовый».

Сексистские: «А почему ты девочку назвал мужским именем?», «Пойдем мама, они мужчины и сами разберутся».

К финалу спектакля, наконец, становится ясно, что происходит. Все эти люди (особенно, бабы, которые как главный герой заметил, сплошные вокруг) сражаются за его осознание себя «настоящим мужчиной». И поэтому оплачивают его долги, нянчатся с его безумием, оправдывают его насилие. И в финале приходит волшебная фея-подарок, главная героиня в васильковом платье, чтоб приготовить ему чай и купить новую мебель. И ностальгирует, что уроков актерского мастерства (ну, мы помним…) больше не будет, ведь они ей так нравились.

Такова авторская идея, режиссерское воплощение. Он же отец, царь и бог сцены. И зрительского зала тоже. «Бей меня и терпи меня, хама» - заявляет автор устами своего персонажа. И героиня терпит. И зритель терпит. И бьет в ладоши.

А может быть, появление таких пьес на сцене - это примета времени? И философское название пьесы - это вопрос к нам, зрителям и участникам действа? Когда же мы, наконец, проснемся? И перестанем терпеть неискренность эмоций, нелогичность поступков, хамство. Перестанем соглашаться на плохие роли. Перестанем аплодировать, выражаясь языком данной пьесы, дерьмовым постановкам. Перестанем оправдывать насилие и агрессоров, навязывающих свою топорную лексику и свои, ничего не имеющие с этикой, ценности.

Зоя Бергман, горожанка

Фото Валентины Зенковой


Исходный текст статьи на сайте.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

пользователей, гостей, скрытых пользователей