Новости

Новости | Политика | Бизнес | Культура | Криминал | Спорт | Борисовчане | Интервью | Вне города
Архив:
2007: апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2008: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2009: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2010: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2011: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2012: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2013: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2014: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2015: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2016: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2017: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2018: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2019: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август  

Страницы: 1 2

28.02.15 Россиянин припарковался возле «Короны» - как кто? (Фотофакт)

Автомобиль Chrysler с российскими номерами Н148КН50 припарковался с грубым нарушением правил дорожного движения у борисовского торгового центра "Корона".

Владелец автомобиля, проявляя свои шовинистические чувства в неприличной форме к президенту США Бараку Обаме, одновременно обнаружил и свою высокую культуру как участник дорожного движения.


Категория: Культура | источник: http://barysau.by/ | обсудить | Печать
25.02.15 Блины, хороводы и сожжение чучела: в усадьбе Елкино проводили зиму

22 февраля борисовчане праздновали Масленицу в усадьбе Елкино, которая находится в лесопарковой зоне около деревни Дудинка.

Масленица – праздник, который невозможно представить без блинов, гуляний и развлечений. Для детей на празднике работали аниматоры, которые устраивали разные конкурсы, загадывали загадки и не оставляли активных детишек без призовых лакомств. 

Организаторы праздника не давали замерзнуть и родителям, испытывая их силы в танцах и других забавах.

В перерыве между конкурсами все желающие могли подкрепиться горячими блинами с разными начинками, шашлыками, кофе, чаем, а взрослым для поднятия духа предлагали «чарку ды шкварку».

Взрослые и дети могли пострелять в тире

На празднике работал «Город мастеров», где все желающие могли приобрести поделки ручной работы

Блины не только выглядели аппетитно, но, судя по скорости их исчезновения с прилавка, были вкусными 

Поделки ручной работы, выполненные в технике «каменное кружево»

Для гостей праздника звучали народные песни 

Аниматоров тоже иногда можно было увидеть в рядах зрителей

Мужчины соревновались на лучший танец «Яблочко»

Подтанцовывали все - от мала до велика

Не все грелись танцами, некоторые - и чаем с блинами

У этой девушки все желающие могли угоститься «чаркой со шкваркой»

Очереди у прилавка с блинами не заканчивались на протяжении всего праздника

Взрослые подавали пример молодежи, как нужно танцевать

В перерывах между конкурсами девушки поднимали настроение зрителям зажигательными танцами

Почтальона Печкина окружили детишки, они с радостью отвечали на его загадки

Со сказочным героем также водили хороводы

Все желающие выбирали лакомство по своему вкусу

Детишки могли бесплатно покататься на качелях

Перед самым главным действием праздника многие фотографировались рядом с чучелом

Трехметровые мишки редко оставляли зрителей без улыбки

Танцевали в Елкино все - и кто замерз, и кому просто было весело

Перед завершающей частью Масленицы аниматоры приглашали в главный хоровод

Зиму проводили по всем традициям: блины, гуляния и сожжение чучела

Пока от чучела не остался один лишь пепел, зрители делали фото на память

Валентина Викторова

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
23.02.15 В Борисове искали «Новые имена Беларуси». Фото

18 февраля в борисовском Дворце культуры пошел региональный этап молодежного вокального конкурса «Новые имена Беларуси». Участие в нем приняли более 40 конкурсантов. 

Любой житель города мог подать заявку на участие в конкурсе и стать победителем. Жюри предстояло выбрать троих призеров. 

Для многих из конкурсантов это был первый в жизни выход на сцену

Жюри присудило гран-при регионального этапа конкурса Елене Бондарчик – исполнительнице песни «Сердце земли моей». Девушка примет участие в областном этапе конкурса 
Конкурс проводится при поддержке Федерации профсоюзов, Министерства культуры и Национальной государственной телекомпании Беларуси. Областные этапы конкурса пройдут, начиная с 19 марта. По итогам областных конкурсов состоится третий тур, 49 вокалистов будут приглашены в Минск для участия в республиканском отборе. 30 из них 22 мая выйдут на сцену Республиканского Дворца культуры профсоюзов с ведущими представителями белорусской эстрады.  

Павел Слепухин

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
20.02.15 ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

23 февраля у православных начнется Великий пост. предшествует его прощенное воскресение

http://skifmedia.by/uploads/files/2015-02/1424469290_voskresene_borisov_1424469290.ts.mp4



19.02.15 В Борисовском ГДК прошел республиканский молодежный конкурс «Новые имена Беларуси»(видео,фото)

Корреспондент vborisove.by вчера, 18 февраля, посетил Борисовский Дворец культуры им.М.Горького, где прошел республиканский молодежный конкурс «Новые имена Беларуси». В конкурсе участвовали талантливая борисовская молодежь первичных профсоюзных организаций в возрасте от 16 до 31 года.

Основной целью конкурса является найти талантливых молодых людей Беларуси.

Программа конкурса разделена на 3 этапа.

С 16 февраля по 1 марта в каждом районе страны пройдет отборочный тур с привлечением жителей агрогородков и сел. По его окончании каждый из 118 районов выберет 3 участников. Они примут участие в следующем этапе – областном.

С 19 марта по 15 апреля победители первого тура представят свой район на областном финале конкурса, где и определятся самые поющие молодые люди Беларуси.

По итогам областных этапов конкурса в Минск будут приглашены 49 исполнителей со всей страны, им необходимо будет пройти республиканский отбор, в результате которого жюри оставит 30 участников.

С 27 апреля по 10 мая в течение двух недель с конкурсантами будут заниматься вокалом, хореографией профессионалы, а также стилисты. Молодые таланты примут участие в концертах, посвященных Празднику труда и Дню Победы.

Борисовский Дом Культуры


22 мая, в день проведения VII съезда ФПБ, они продемонстрируют свои таланты во время финального шоу конкурса на одной сцене с народными и заслуженными артистами страны. Концерт пройдет в Республиканском Дворце культуры профсоюзов.


Желанным подарком для каждого победителя республиканского молодежного вокального конкурса «Новые имена Беларуси» станет участие в съемках с дальнейшей трансляцией телевизионной версии конкурса на телеканалах Белтелерадиокомпании, ротация песен в их исполнении на популярном профсоюзном «Новом радио», а также ценные подарки от Федерации профсоюзов Беларуси.

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Борисовский Дом Культуры

Видео прислано в редакцию vborisove.by от читателей «Первого Борисовского Портала»


Категория: Культура | источник: http://vborisove.by/ | обсудить | Печать
18.02.15 Первая эмблема Красной Армии

Фабричный молот, сельский плуг 
В ее лучах горят.
Рабочий, пахарь — брат и друг —
Мы стали в тесный ряд!
Демьян Бедный, 
«Путеводная звезда»

В ходе проведения историко-краеведческих исследований по теме Советско-польской войны на Борисовщине мне попалась в руки удивительная находка — красноармейская звездочка с изображением плуга и молота. Ранее подобную эмблему я видел на фуражке легендарного товарища Федора Сухова из знаменитого кинофильма режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Артефакт был найден между деревнями Липки и Неманица. Здесь, вдоль шоссе М1?1913 года в период с августа 1919 г. по май 1920 г. происходили бои и стычки между жолнерами 2?й дивизии легионов Войска Польского и красноармейцами 8 стрелковой дивизии Рабоче-крестьянской Красной Армии (далее РККА).

Почти год территорию Борисовского района разделяла линия фронта. Поляки Пилсудского устойчиво удерживали правый берег Березины, а передовые позиции Красной Армии находились западнее станции Приямино. Варшавское шоссе от Приямино до Борисова пересекало нейтральную зону, в которой регулярно происходили боевые столкновения конных разъездов, разведывательных групп и небольших подразделений пехоты. Учитывая важность основной региональной трассы Москва — Варшава, бои вдоль шоссе носили наиболее ожесточенный характер.

Меня заинтересовало происхождение необычной эмблемы с плугом и молотом. В истории появления красной звезды до сих пор много непонятного. Кто же на самом деле является автором идеи первой «красной» военной эмблемы? Когда и кем она впервые была официально утверждена?

Очень много интересного о первом советском воинском символе мне удалось узнать из прекрасного труда российского исследователя А.?Степанова «Мифы и действительность», посвященного первому значку-кокарде РККА.
Е.?М.?Ярославский, один из двух комиссаров Московского военного округа, в одной из своих статей вспоминал: «В нашей коллегии, состоявшей из тов. Полянского, Муралова и меня, т. Полянский первый предложил идею пятиконечной звезды с помещенными на ней изображениями молота, плуга и книги как символов труда, деревни и интеллигенции. Коллегия остановилась на пятиконечной звезде, но с изображением на ней только молота и плуга, и в таком виде этот отличительный знак получил одобрение тов. Троцкого» (Л.?Д.?Троцкий в 1918–1925 гг.?— Народный комиссар по военным и морским делам, Председатель Революционного военного совета РСФСР).

В Советской военной энциклопедии говорится: «Впервые введена приказом Наркомвоена в апреле 1918 г. как нагрудный знак красноармейцев и командиров Красной Армии… В июле 1918 г. пятиконечная красная звезда с эмблемой «плуг и молот» по решению 5?го Всероссийского съезда Советов была установлена как отличительный значок для ношения на головных уборах красноармейцев и командиров РККА».

19 апреля 1918 г. газета «Известия ВЦИК» в разделе «Хроника» поместила небольшую заметку «Значок красноармейца»: «Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов красной армии. Знак изображает звезду с золотыми лучами, в середине на красном поле — золотые изображения плуга и молота».

В Москве первые красноармейские звездочки выпускались частной компанией «Братья Бовздей», работавшей ранее над заказами Российской императорской армии.
Вместе с тем отсутствие подробного описания «кокарды», а также децентрализованная заготовка звезд вдали от столицы породили большое количество их разновидностей. Звезды заказывались в различных мастерских, а также изготавливались кустарным способом. Основными материалами для их производства были красная медь, латунь и даже жесть. Звезды покрывались красной эмалью или краской.

29 июля 1918 г. Л.?Д.?Троцкий и Э.?М.?Склянский подписали приказ Наркомвоена № 594, объявлявший описание «значка-кокарды», взяв за основу продукцию компании «Братья Бовздей»: «Значок из желтой меди — штампованный, делается в форме слегка выпуклой пятиконечной звезды; края зубцов звезды слегка выгибаются наружу; посередине значка выштамповываются перекрещивающиеся плуг и молот; по очертанию краев звезда должна иметь выпуклый ободок. Значок с лицевой стороны, исключая плуг и молот, покрывается прочной красной лаковой краской, не отстающей от металла. На задней поверхности значка, в центре, припаивается вдвое сложенная медная пластинка, образующая двойную лапку, один конец которой несколько короче другого, и концы их срезаны наискось для удобства пригонки. Размеры у значка такие, что наружные концы звезды расположены по кругу диаметром 36 мм, а внутренние — по кругу диаметром 20 мм …».

golovn_sukon_gazetaprikaz_3101

В описаниях зимнего головного убора, объявленного в приказах Рев. Воен. Совета Республики (РВСР) от 18 января 1919 г. № 116 и от 8 апреля 1919 г. № 628, а также проекта летнего головного убора, утвержденного 15 апреля 1919 г. на заседании специального отдела Комиссии по выработке форм обмундирования РККА, говорится, что в центре суконной звезды цветом по роду войск (синим у кавалерии, красным у пехоты, черным у артиллерии и голубым у авиации) «прикрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишневого цвета».
Интересный факт приводит в своих воспоминаниях граф А.?В.?Канкрин, поступивший на службу в РККА (Петроградский кавалерийский полк) в начале 1918 г. в пятнадцатилетнем возрасте под чужим именем. Летом 1918 года с объявлением мобилизации в полк прибыло пополнение. «Изменился и внешний вид красноармейцев: всех переодели в защитное, впервые выдали большие жестяные красные звездочки с изображением плуга и молота, приказали старые солдатские кокарды снять».prilog

В то же время нередки были случаи, когда командиры и начальники, в основном военспецы из «бывших», не носили звезды по принципиальным соображениям.
В течение всей Гражданской войны и после ее окончания РККА испытывала острую нехватку красноармейских значков. Одной из мер по выходу из сложившейся ситуации стало разрешение за неимением приказных звезд из желтой меди использовать их «заменители». Так, 24 сентября 1920 г. был подписан приказ начальника Главного военного хозяйственного управления № 256: «Ввиду недостачи красноармейских значков и затруднительности их заготовления, предписываю: на изготовляемых папахах, а также и на изготовленных надлежит пришивать в середине неотгибающейся передней части папахи пятиконечную звезду приборного сукна, цвета, присвоенного роду оружия, обращенную острым углом вверх. Предварительно перед пришивкой этой звезды на нее нашивается симметрично расположенная звезда приборного сукна алого цвета меньшего, чем первая звезда, размера». То есть рекомендовалось использовать Красные звезды из ткани. Эту деталь в обмундировании бойцов РККА отчетливо подчеркнул польский кинорежиссер Ежи Гофман в своем фильме «Варшавская битва 1920 года».

Просуществовав немногим более четырех лет, первая советская военная эмблема была изменена приказом РВСР от 13 апреля 1922 г. № 953: «Носимый ныне Красной Армией значок имеет на себе изображение молота и плуга, в то время когда в установленном Конституцией гербе Республики (герб РСФСР) имеется изображение молота и серпа. Главному начальнику снабжений озаботиться изготовлением красноармейских значков с изображением герба, установленного Конституцией».
Красная звезда с серпом и молотом, несомненно, является символом нашей героической Красной, а позже Советской Армии. Но рождение и становление вооруженных сил первого в мире государства рабочих и крестьян прошло под красной звездой с плугом и молотом, о чем свидетельствуют многочисленные фотографические материалы той сложной и героической эпохи. Именно с такими звездами на буденовках и фуражках бойцы 17 стрелковой дивизии и Алатырской стрелковой бригады РККА освободили наш город от польской оккупации 7 июля 1920 года.

Владимир КИЩЕНКО, 
историк, сотрудник 
Борисовской Центральной районной библиотеки имени И.?Х.?Колодеева


Категория: Культура | источник: http://edinstvo.by/ | обсудить | Печать
17.02.15 Афиша региона: куда пойти в Борисове, Жодино и Смолевичах 16–22 февраля

В Борисове будут искать «Новые имена Беларуси», «Жодзінская бліскавіца» выступит в ДК БелАЗ, а в Смолевичах покажут «Красоток в Париже».

«Новые имена Беларуси»

С 16 февраля по 1 марта в Борисовском районе пройдёт отборочный тур республиканского молодежного вокального конкурса «Новые имена Беларуси». Для участия в конкурсе приглашается талантливая молодежь первичных организаций отраслевых профсоюзов. Победители первого тура представят свой район на областном финале конкурса, где и определятся самые поющие молодые люди Беларуси.

Где: Борисов, ГДК им. Горького. Когда: с 16 февраля.

«Часы с кукушкой»

Премьера комедийного спектакля  «Часы с кукушкой» – одна из самых популярных пьес знаменитого советского актера, режиссера и писателя Леонида Филатова. Пьеса, написанная более 30 лет назад, остается не менее актуальной и в наши дни: это легкая, веселая, остроумная комедия и одновременно глубоко философская история. 

О чем спектакль: Обычная семейная пара через некоторое время после свадьбы погрязла в рутине обыденной жизни. Тщетные попытки супруги как-то разнообразить эту серость разбиваются о нежелание и лень мужа. Эта история, скорее всего, закончилась бы разводом, но случайный ночной звонок в дверь круто перевернул всю их жизнь.

В ролях: Светлана Пермякова, Александр Морозов, Михаил Церишенко 

Где: Борисов, Большой зал ГДК им. Горького. Когда: 19 февраля в 18:30; Стоимость:150 000 – 230 000 руб.

«Пой, моя душа»

Вечер-концерт с участием ансамбля гармонистов «Жодзінская бліскавіца» и народного вокального ансамбля ветеранов труда «Лянок».

Ансамбль «Жодзінская бліскавіца» образован в 2008 году из музыкантов-любителей традиционного народного инструмента. Коллектив активно трудится над созданием полноценных концертных программ, основу которых составляют белорусские народные мелодии, песни и частушки. Хоровой коллектив «Лянок» создан в 1999 году. Коллектив насчитывает более 20 участников, а в репертуаре ансамбля 2-х и 3-х голосовые произведения, оригинальные обработки народных песен.

Где: Жодино, малый зал ДК БелАЗ. Когда: 18 февраля в 18:00; Стоимость: 25 000 руб.

«Снежная королева»

Детский музыкальный спектакль.

Где: Жодино, киноконцертный зал ДК БелАЗ. Когда: 21 февраля в 11:30; Стоимость: 25 000 руб.

«Волшебный лес»

Удивительный мир французской мультипликации будет гостить в Смолевичах. Настоятельно рекомендуем сводить своих детишек на один из лучших европейских мультфильмов последних лет.

О чем мультфильм: В лесной чаще, в маленькой хижине живут двое: суровый отец и его маленький сын. Мальчик растет в страхе и благоговении перед отцом, в окружении единственных своих друзей - лесных духов. Отец и сын ведут дикую жизнь, в полной изоляции. Но вот однажды мальчик выходит за пределы леса и встречает девочку, Ману. Он узнает, что на свете есть такая вещь, как любовь! С этого момента он твердо решает отыскать то место, где отец прячет свою любовь.

Где: Смолевичи, кинотеатр «Родина». Когда: 21 февраля в 14:00; Стоимость: 10 000 руб.

«Красотки в Париже»

Комедия о любви с  признанными французскими актрисами Ванессой Паради и Изабель Аджани в главных ролях.

О чем кино: Париж. Любовь. И, конечно, француженки: свободные, непредсказуемые, изысканные и страстные. Сегодня они решили раскрыть свои секреты и поделиться желаниями. Это комедия о любви, сексе и поцелуях, о том, чего и кого хотят женщины.

Где: Смолевичи, кинотеатр «Родина». Когда: 21 февраля в 16:00; Стоимость: 20 000 руб.

«Губка Боб в 3D»

О чем мультфильм: Всемирный любимчик со дна океана Губка Боб Квадратные Штаны должен спасти свой глубоководный мир, но для этого ему и его друзьям придется выбраться на сушу и оказаться в нашем.

Где: Борисов, Жодино. Когда: с 19 февраля. Подробности о времени и стоимости сеансов


Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
17.02.15 «Жыве нейкі чалавек, трохі дзіўны…»

Непадалеку ад Барысава ва ўласнай майстэрні працуе каваль Алесь Панцялей. Мастак па металу рабіў меч Вітаўта, карону для невядомага мужчыны і ледзь не выкаваў па просьбе двух дзяўчат пояс вернасці для хлопца.

Майстэрня, у якой працуе каваль

Алесю зараз 32 гады, на працягу дзесяці год ен працуе кавалём. Яго майстэрня знаходзіцца побач з Барысавам, у вёсцы Дудзінка. Майстэрня – гэта невялічкі домік, пабудаваны на ўласныя сродкі. У памяшканні адразу адчуваецца цяпло затопленай печы, а вочы разбягаюцца ад колькасці жалезных вырабаў. 

«Тут жыцце з’явілася 2000 год таму»

Спачатку каваль хацеў набыць старую кузню і там працаваць, але яны ўсе знаходзяцца далека ад Барысава. Але потым так здарылася, што Алесю адмовілі  ў арэндзе памяшкання, далі тры месяцы, каб з’ехаць. Каваль набыў кавалак зямлі, паросшы травой, і за некалькі месяцаў пры дапамозе родных і сяброў пабудаваў майстэрню. «Далей, паступова, да пяці вечара я замовы рабіў, а пасля будаўніцтвам займаўся, - распавядае каваль. - Я прааналізаваў другія кузні і вырашыў зрабіць сучасную з выкарыстаннем досведу мінулага. І да гэтага часу карыстаюся старымі рэчамі, і яны добра працуюць».

Алесь Панцялей

«Месца гэта - сапраўды ўнікальнае, даўно, яшчэ з дзяцінства, яно мяне вабіла. Я нарадзіўся непадалёку, з бацькам мы прыходзілі сюды ў лесе на лыжах катацца, - кажа Алесь. - Месца мае магнітызм нейкі. Тут жыцце з’явілася 2000 год таму. Тут гарадзішча - балтскай культуры штрыхаванай керамікі - было даследавана археолагамі. Тут праходзіў польска-савецкі фронт у 1920 годзе, гэта была лінія абароны, пабудаваная трэцім палком рэгіёнаў. Непасрэдна на гэтым месцы знаходзіўся фальварак «Дудзінка», ён есць на мапах другой паловы 19 - пачатку 20 стагоддзя. Унікальнае месца, усяго паўтары кіламетры ад Барысава, але тут лес, складаны рэльеф, горы, балоты – горад сюды не дайшоў, і тут шмат жывёл: алені, дзікія козы, лісы, зайцы, бабры і розныя птушкі».

Алесь распальвае вогнішча, каб паказаць свае майстэрства 

«У нейкім сэнсе адчуваю сябе чараўніком»

Каваль не кажа дакладна, колькі грошай дазваляе зарабляць прафесія. Бывае больш, бывае – меньш. 

Замовы прыходзіцца прымаць розныя. Самыя добрыя, па яго меркаванню, гэта агарожа лесвіцы, брылі над уваходамі, наборы для камінаў. Але бываюць спецыфічныя. Аднойчы дзяўчына замовіла карону для мужа. Раней, калі каваль яшчэ вучыўся, да яго прыйші дзве дзяўчыны і замовілі для хлопца пояс вернасці. Але потым яны чамусьці перадумалі. Аднойчы кавалю давялося рабіць меч Вітаўта – для статуі ў краязнаўчы музей у Мінску.

Флюгер у выглядзе пагоні 
«Бывае, звернецца чалавек і просіць: «Можаш мне адкаваць браму? Вось з дзяцінства марыў мець кованую рэч. Можаш?» І тут ты для чалавека становішся выканаўцам мары, - кажа Алесь. - Ажыццяўляючы іх, я ў некім сэнсе адчуваю сябе чараўніком».

Ружа з металу

У Мiнску кавалю давялося рабіць заказ для крамы з гандлёвымі сумкамі ў цэнтры гораду. «Тады гаспадар даваў рабіць нейкія свае праекты і ніколі не лез са сваімі заўвагамі. Таму атрымалася, на мой погляд, някепска, - успамінае каваль. - Рабіў уваходную группу, брылі над вокнамі з вуліцы і ўнутры крамы – паліцы, сталы і іншае». 

З Барысаву, па яго словах, мала што замаўлялі. Толькі у Печах царква Дзмітрыя Данскога (брыль над абразом) і Васкрэсенскі сабор падчас рэстаўрацыі (ручкі да дзвярэй). 

Такую частку дэкарацыі акна Алесь зрабіў падчас размовы 

«Мясцовыя жыхары паважаюць, звяртаюцца за дапамогай, - кажа Алесь. - А бывае, людзі глядзяць, як на мастака – «жыве нейкі чалавек, трохі дзіўны».

«З жалезам даводзіцца змагацца»

У Алеся ніхто не займаўся кавальствам, бацька быў пчаляром. Але ў яго была майстэрня, і там хлопчык з дзяцінства мог што-небудзь змайстраваць. Бацька заўжды прыязна ставіўся да таго, што сын нешта рабіў, дапамагаў, набываў інструменты.

Шлях да прафесіі пачаўся з мастацкай школы. Адразу ён не хацеў быць мастаком, думаў павучыцца, пакуль цікава. І так здарылася, што пайшоў далей вучыцца ў акадэмію на апрацоўку метала. Набор там быў раз на пяць год, абіралася шэсць чалавек. Сябар Алеся вучыўся ўжо ў гэтай акадэміі і прапанаваў выкаваць нешта. «Мне спадабалася: агонь, метал такі непадатлівы, ты яго куешь, а потым ён як пластылін становіцца мяккі, паддаецца… І я «загарэўся» гэтай працай», - кажа ён.

Каваль адразае частку жалезнай палкі, каб прыняцца за яе разагрэў 
Усе свае якасці Алесь набываў падчас працы. Ён кажа: «Жалеза – метал няпросты, з ім даводзіцца змагацца. Калі жалеза адчувае, што ты яго баішся, яно табе не паддаецца. Тут трэба быць упертым, таму што трэба змагацца з жалезам».

Алесь працуе з металам

Акрамя кавальства Алесь яшчэ малюе графікі, замалёўкі. «Люблю ездзіць у Вільню, рабіць замалёўкі горада, натхняе дужа, - кажа каваль.- Займаюсь таксама ювелірнай справай, рэстаўрацыяй старых рэчаў. Нядаўна рэстаўраваў звон 1744 года прыблізна, рэстаўраваў кадзіла, якому 200 гадоў. Яшчэ ў мяне есць тэма: я раблю каваныя падстаўкі для бутэлек, іх шмат набралося. У Івана-Франкоўску праводзіцца міжнародны фестываль «Свята кавалёў», і туды я важу падстаўкі пад бутэлькі, яны займаюць дыпломы. А потым ствараецца каталог, у якім прадстаўлены пераможцы, і так нас, беларусаў, ведаюць на Украіне».

 

Падстаўкі пад бутэлькі 

«Усе жыццё мяне суправаджае беларуская мова»

«У мяне бабуля размаўляла па-беларуску. І калі з ёй размаўлялі па-беларуску, яна пераходзіла на «чыстую» беларускую мову, - распавядае Алесь. -  Калі вучыўся ў школе, былі часы беларусізацыі, шмат прадметаў былі на мове. Потым мастацкая школа, гэта таксама было месца, дзе ўсё было па-беларуску: расклад заняткаў, даведкі. У 2000 годзе, калі я скончыў мастацкую школу, я атрымаў дыплом «з пагоняй». У каледжы таксама беларуская мова была. У акадэміі мова была статутнай, большасць выкладчыкаў выкладалі на ёй. Зараз я шмат маю зносін з людзьмі, якія размаўляюць на роднай для мяне мове. Вось так і вышла, што ўсё жыцце мяне суправаджае беларуская мова».

У майстэрні паўсюду парадак 
У майстэрні каваля можна заўважыць зброю прошлага часу. «Падчас паўстання Каліноўскага ў кузнях рабілася зброя, - распавядае Алесь. -  І мне стала цікава зрабіць піку менавіта такой формы. Потым паспрабаваў зрабіць касу і іншыя інструменты мінулых часоў, гэта цікава, гэта гісторыя, досвед нашых продкаў. Я і сваю кузню рабіў, каб былі і старыя, і сучасныя інструменты». 

Інструменты майстра

Алесь калекцыянуе ключы

«Тут галоўнае мозгам працаваць»

Каваль карыстаецца старыннымі прыладамі, аднак ёсць і сучасныя: зварачны апарат, лазерная рэзка, балгарка, кампрэс для фарбавання. Таксама ёсць электрычны ці пнеўма-молат, ён дае магчымасць замяніць малатабойца. «Ужо не працуешь фізічна, так адну жалезку паўгадзіны ляпаў бы, а тут хутка зрабіць», - кажа Алесь. 

Алесь задзейнічае у працы электрычны молат 
«Прафесійныя траўмы бываюць ва ўсіх», - прызнаецца каваль. Быў момант у жыцці, калі ён на нагу два разы упусціў жалеза, потым набыў сабе боты з металічнымі насамі. Але як і вучылі Алеся, для яго тэхніка бяспекі на першым месцы, таму прытрымліваецца яе. «Сапраўды, прафесія небяспечная, - кажа ён, - таму акуляры, рэспіратар, боты з высокай падэшвай і насамі металічнымі, рукавіцы заўсёды выкарыстоўваю».

Рукі каваля

Акрамя сваей асноўнай працы, Алесь яшчэ вывучае свайму майстэрству іншых людзей. І зараз, па словах каваля, да яго перыядычна прыязжае чалавек, які працуе бармэнам. Ён дапамагае ў працы кавалю і сам вучыцца майстэрству. Акрамя ўсяго, гэты вучань пачаў будаваць сваю майстэрню. Таксама студэнты-металісты, калі жадаюць, прыязжаюць да Алеся летам, каб папрактыкавацца.

Па словах Алеся, ў Беларусі няшмат кавалёў. «На самой справе, майстэрняў десяць на ўсю краіну, - кажа каваль. – Хаця на сённяшні дзень гэта не такая мегафізічная праца. Ведаю, нават у нашай краіне пара дзяўчат працуюць кавалямі даволі паспяхова. Тут галоўнае - мозгам працаваць».

Валянціна Віктарава

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
12.02.15 Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом…

Довелось читать мемуары генерал-майора Алексеева Николая Ивановича, который принимал непосредственное участие в обороне Борисова летом 1941 года. Эти материалы, с которыми удалось познакомиться благодаря директору Борисовского государственного объединенного музея Н.С. Рахович и хранителю фондов Т.М. Кандидовой, позволили выявить ранее неизвестные факты творческой биографии известного советского писателя, поэта и общественного деятеля Константина Симонова, связанные с героической обороной нашего города грозным летом 1941 года.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
Из стихотворения К. Симонова
«Ты помнишь, Алеша…»

Родился Константин Михайлович в ноябре 1915 года в семье генерал-майора Российской императорской армии М.А. Симонова. Мать – урожденная княжна А.Л. Оболенская. Отец, начальник штаба 43-го армейского корпуса, пропал без вести на полях сражений Первой мировой войны, и воспитывал будущего писателя его отчим А.Г. Иванишев (супруг А.Л. Оболенской с 1919 года).
В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А.М. Горького. В этом же году писатель и поэт был принят в Союз писателей СССР. В 1939 году был направлен военным корреспондентом для освещения конфликта с японскими войсками у реки Халхин-Гол. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».
Первый его роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем вышла большая книга – «Живые и мертвые» (1959). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Константина Симонова «Четвертый». В 1963 – 1964 годах он пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970 – 1971 – «Последнее лето». По сценариям Симонова был поставлен ряд фильмов. Скончался писатель и поэт 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах Константина Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилевом.
28 ноября 2015 года широкие массы общественности будут отмечать 100-летие со дня рождения выдающегося советскогося писателя и поэта.
Но не каждый знает, что Великая Отечественная война для Константина Симонова началась в Борисове. Об этом писатель талантливо и красочно описывает в своем дневнике «Разные дни войны»; его воспоминания почти без изменений стали основой яркого сюжета первой главы романа-трилогии «Живые и мертвые», где говорится о пребывании секретаря редакции армейской газеты политрука Ивана Синцова в нашем городе.
Военному корреспонденту и писателю пришлось покинуть поезд «Москва-Минск» в 6 утра 26 июня на станции Борисов, так как пути до Минска были разбомблены и перехвачены вражеским десантом. У нас в городе писатель впервые попал под обстрел. Во время поездки из военного городка Лядище пятитонка, на которой ехал Симонов, была обстреляна с немецкого самолета. «От грузовика полетели щепки», и военный корреспондент «плюхнулся в пыль в придорожную канаву. Рядом с борисовским госпиталем писатель впервые увидел жертв этой страшной войны – «прямо на булыжной мостовой лежали на носилках убитые».
В лесу за городом на глазах у Симонова был убит пулеметным огнем с самолетов пожилой интендант и ранено в ноги несколько красноармейцев. В эти суровые дни на глазах у писателя погибло много бойцов и командиров Красной Армии, и это были для Симонова первые наши потери в ту войну. В этом же лесу писатель записался в списки формировавшейся для обороны города стрелковой роты и получил свое первое оружие – винтовку Мосина со штыком, но без ремня. Но воевать ему не пришлось, Симонова определили в подчинение военному юристу в качестве секретаря временного военного трибунала.
Пробыл Константин Симонов на Борисовщине недолго, с 6 утра 26 июня до вечера 27-го. Но эмоциональное восприятие трагедии первых неудач Красной Армии в грозное лето 1941 года в творчестве писателя и поэта связано именно с нашим краем. В романе-трилогии «Живые и мертвые» через образ полит-рука Синцова писатель дает анализ своему душевному состоянию: «Никогда потом Синцов не испытывал такого изнурительного страха: что же будет дальше?! Если все так началось, то что же произойдет со всем, что он любит, среди чего рос, ради чего жил, со страной, с народом, с армией, которую он привык считать непобедимой?… Он не был трусом, но, как и миллионы других людей, не был готов к тому, что произошло. Большая часть его жизни, как и жизни этих других людей, прошла в лишениях, испытаниях, борьбе, поэтому, как выяснилось потом, страшная тяжесть первых дней войны не смогла раздавить их души. Но в первые дни эта тяжесть многим из них показалась нестерпимой, хотя они же сами потом и вытерпели ее».
Воспоминания генерал-майора Алексеева дают нам начальную информацию для определения памятных мест Борисовщины, связанных с творчеством апологета советской батальной литературы.
Константин Михайлович в своем дневнике «Разные дни войны» указывает, что первым пунктом его остановки и ночлега был лес за мостом, сбоку от дороги, в шестистах метрах от реки. Здесь проходило формирование сводных рот и батальонов для обороны города и переправ, и именно в этом лесу писатель встретился с полковником Лизюковым Александром Ильичом – начальником штаба группы войск по обороне Борисова и переправ.
Генерал Алексеев в своих мемуарах указывает точное место работы руководства обороны по формированию сводных подразделений для обороны города: «Во второй половине дня 26 июня командование Восточной зоны переместилось на восток от Ново-Борисова, в рощу восточнее магистрали и приблизительно в километре от бетонного моста». Этот лес обозначен на карте Генерального штаба РККА N-35-70-А масштаба в 1 сантиметре карты 500 метров (1:50 000) съемки 1933 года.

1-------------
Кроме того, наш земляк Георгий Григорьевич Трипутень, участник обороны Борисова, красноармеец 162 отдельного зенитного дивизиона, в своих воспоминаниях указывает на места расположения позиций зенитных батарей. Одна батарея 76,2 мм зенитных пушек стояла в районе деревни Углы у кладбища, вторая батарея в районе современного ДЭУ, а батарея 37 мм зенитных скорострельных пушек занимала оборону в районе Максимовки. Зенитный дивизион образовывал защитный оборонительный «треугольник», в середине которого и находился командный пункт Восточной зоны обороны. Ныне это район улицы Мелиоративная.
Глубокой ночью, после налета немецкой авиации был дан приказ переместиться в лесной массив, восточнее на семь километров, туда, где через лес идет просека. Константин Симонов вспоминает: «На лесной дороге было темно. Я шел перед машиной, чтобы не дать ей врезаться в деревья. Когда рассвело, мы добрались до опушки леса, где чуть ли не за каждым деревом стояли машины. Люди рыли окопы и щели». На карте 1933 года можно найти и этот район. Этот лес находился южнее деревни Неманица, и там действительно обозначены топографическими знаками просеки, имеющие форму колец и линий.
Недолго военному корреспонденту пришлось заниматься прокурорскими делами, и уже вечером 27 июня Константин Симонов, узнав о месте дислокации политуправления Западного фронта, согласно командировочному предписанию убыл на попутной машине в Оршу и далее на Могилев.
И избу под Борисовом, и старушку в плисовом салопчике, и старика в белой одежде, и плачущую криком по убитому девушку военный корреспондент и старший батальонный комиссар мог увидеть в Углах и Неманице, в Липках и Лошнице, по всему своему первому боевому пути. Но не вызывает сомнения, что эти трагические эпизоды первых дней войны, позже использованные писателем и поэтом в своем признанном творчестве, Константин Симонов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинский премий, видел у нас на Борисовщине и сопереживал Великому Народному горю.
Владимир КИЩЕНКО,
историк, сотрудник
Борисовской центральной районной библиотеки имени И.Х. Колодеева


Категория: Культура | источник: http://edinstvo.by/ | обсудить | Печать
12.02.15 В Борисове впервые открылась выставка «Денежные знаки Беларуси»

В Борисовской центральной библиотеке 11 февраля открылась выставка «Денежные знаки Беларуси». На ней представлены купюры, которыми рассчитывались белорусы разных поколений.

Многие посетители выставки не только видели часть экспонатов, но и получали ими зарплату 

В экспозиции представлены денежные знаки из частной коллекции борисовчанина Николая Сацукевича, ходившие по территории Беларуси в разные времена. На каждой из 15 витрин можно увидеть разный период истории белорусских дензнаков.

Владелец коллекции Николай Сацукевич и искусствовед Татьяна Кириллова 
«Посещая другие города, я часто видел, что в музеях представляются коллекции денежных знаков, - рассказал коллекционер. - Для меня коллекционирование денег является интересным и увлекательным занятием, благодаря которому узнаешь много разных эпох, много разных событий, как изменялись доходы людей, чем они рассчитывались, начиная с древности. Как коллекционеру мне захотелось провести что-то похожее и в нашем городе, потому как до этого не встречал подобного в Борисове».

На выставке можно увидеть денежные знаки, начиная со времен Римской империи и заканчивая современностью. 

Государственные кредитные билеты имели внушительные размеры по сравнению с современными купюрами 
Каждый стенд сопровождается исторической справкой. К примеру, на выставке можно узнать, что на территории современной Беларуси бумажные деньги появились после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 годы), когда белорусские земли отошли к Российской империи.

Выставка продлится до 1 марта. Экспозиция расположена на втором этаже библиотеки. Вход свободный. 

Советские «червонцы» сначала были совсем не красные

С такими купонами белорусы ходили в магазины в начале 90-х

Благодаря этим купюрам белорусские рубли до сих пор называют «белками» и «зайцами»

Многие дензнаки суверенной Беларуси – это уже история 

На выставке можно изучить историю деноминаций не только в Беларуси, но и в соседних странах


Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
Страницы: 1 2

RSS-лента