Новости

Новости | Политика | Бизнес | Культура | Криминал | Спорт | Борисовчане | Интервью | Вне города
Архив:
2007: апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2008: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2009: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2010: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2011: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2012: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2013: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2014: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2015: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2016: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2017: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь  

Страницы: 1 2

31.07.15 Верующие пройдут 300 км от Борисова до Росицы

Без малого триста километров пройдут пешком католики в пилигримке, которая 31 июля вышла от Костела Рождества пресвятой девы Марии в Борисове. 

В деревню Росица, что в Верхнедвинском районе Витебской области, идут пилигримы Жодино, Борисова, Минска и других городов. Здесь 7 и 8 июля состоятся торжества в честь канонизации ксендзов Антония Лещевича и Юрий Каширы. Они погибли в Росице в феврале 1943 года во время карательной операции немецких оккупантов против мирных жителей, хотя им предлагали жизнь. 

Жертву священников признал подвигом весь католический мир: в 1999 году росицкие ксендзы Антоний Лящевич и Юрий Кашира были канонизированы Папой Римским Яном Павлом II как святые мученики, а костел в Росице стал для Беларуси национальной исторической и духовной ценностью.

Борисовскими журналистами Александром Зенковым и Павлом Могилиным 

в 2012 году был снят фильм о пилигримке в Росицу, который 

был отмечен специальным призом жюри на международном кинофестивале «Магнификат». 

 

Борисовский Ксендз Вадим Мизер и архимандрит армяно-католиков Петрос Есаян из Еревана 

повязали каждому пилигриму платок желтого цвета.

Настоятель прихода Костела Рождества пресвятой девы Марии в Борисове ксендз Павел Подмышанин 

благословил пилигримку.

Из Борисова в Росицу вышли около 50 человек. По дороге к ним присоединятся католики 

тех населенных пунктов, через которые пройдет пилигримка.

Пилигримы восемь дней будут идти с молитвой и христианскими песнями. Первый ночлег в Зембине – 

у стен разрушенного костела. Затем пилигримка пройдет через Бегомль, Докшицы, Миоры, Глубокое, 

Шарковщину и Верхнедвинск. 

Показать все фотографии
Мария Шоломицая, фото Валентины Викторовой

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
29.07.15 Зембин: война киношная и настоящая

Режиссера Андрея Тарковского нередко обвиняли в ненависти ко всему русскому, в частности, из-за неприятного инцидента, который случился во время съемок его картины «Андрей Рублев» в Успенском соборе Владимира, несколько столетий бывшего главным православным храмом Руси.

2 сентября 1965 года из-за оплошности пиротехников дымовые шашки, которые  имитировали дым пожарищ, уложили в пустой металлический поддон, хотя по требованиям техники безопасности туда надо было насыпать  песок. Металл раскалился, и загорелись деревянные стропила храма, возведённого еще в 1158 году. Пожар смогли оперативно потушить – выгорело всего два квадратных метра кровли.

В деле фильма сохранилась справка, подписанная председателем Исполнительного органа Успенского кафедрального собора Николаевым, где было указано, что после того, как группа восстановила поврежденную кровлю, никаких претензий к кинематографистам нет. 

Зембин: война киношная и настоящая

Успенский собор во Владимире – памятник древнерусского зодчества, 

построенный в 1158-1160 годах.

Тем не менее, история с пожаром в Успенском соборе стала широко известной после фельетона, опубликованного  в сатирическом журнале ЦК КПСС «Крокодил», и Тарковскому ставили этот пожар в вину даже после смерти.

Современник Тарковского, сценарист и режиссер Даниил Храбровицкий, подобных упреков избежал, хотя в том же году во время съемок художественного фильма «Перекличка» совершил с точки зрения православного человека настоящее святотатство.

Для Храбровицкого, который к тому времени уже получил известность и признание в кинематографе как сценарист фильмов «Девять дней одного года» и «Чистое небо», «Перекличка» была режиссерским дебютом. Поскольку именитый сценарист режиссерского образования не имел, в Госкомитете по делам кинематографии решили не рисковать и разрешили Храбровицкому ставить первую картину не на столичной студии, а на периферийном «Таджикфильме».

Тем не менее, большинство актеров, занятых в «Перекличке», были москвичами.  Храбровицкий пригласил сниматься в своей картине на ведущие  роли очень популярных Василия Меркурьева и Олега Стриженова, Марианну Вертинскую и Татьяну Доронину. Сыграли в фильме и совсем юные, но уже широко известные благодаря картине «Я шагаю по Москве», Никита Михалков и Евгений Стеблов.

Зембин: война киношная и настоящая

Никита Михалков в те времена был молодым, но уже известным актером.

Натурные съемки военных эпизодов «Переклички» проходили в Беларуси, в городе Борисове и в его окрестностях, в частности, в деревне Зембин. Для местных жителей это было из ряда вон выходящим событием. Они и представить не могли, что у них будет возможность вживую лицезреть тех, кого ранее видели лишь на экране.

По словам  Анны Игнатьевны Каптур, для Зембина это была диковинка:

Первый раз снимали тут кино. Люди собирались. Очень много людей приходило – вся деревня  была там, когда снимали. Вечерами там огонь жгли, приходили все к ним. Я тоже ходила. Михалкова запомнила, Доронину.

Но съемки в Зембине ознаменовались не только приездом  сюда известных людей, но и тем следом, который они после себя оставили. 

По замыслу  Даниила Храбровицкого, советский танк, прорвавшийся в расположение немцев, должен был укрыться на некоторое время в церкви. Такое вот несколько неожиданное и, пожалуй, многоплановое режиссерское решение, и, возможно, даже некий символ.

Церковь в Зембине была. Кирпичный храм Святого Михаила, возведенный  по проекту известного церковного зодчего Виктора Струева в 1908 году. Надо отдать справедливость – в 1965 году это здание формально не являлось церковью – это был зерносклад колхоза «Заря коммунизма». 

И, тем не менее – «храм оставленный – всё храм». Но! Поскольку известно было, что религия – опиум для народа, и в коммунизме, заря которого поднималась над Зембином, ей места не находилось, колхозное начальство ничтоже сумняшеся пожертвовало зерносклад на алтарь кинематографического искусства. Впрочем, скорее всего, решение принималось даже не на колхозном правлении, а на более высоком уровне.

Тем более, что еще до съемок «Переклички» в Зембине ходили разговоры о том, что церковь взорвут. Анна Игнатьевна, работавшая в начале 60-х годов в местном магазине, вспоминала, что однажды им пришло указание заклеить окна, чтобы не было осколков, если ударит взрывной волной. Указание выполнили, но взрыв почему-то отменили.

Но, как оказалось, ненадолго. Танк-34, предоставленный Белорусским военным округом для съемок фильма, в церковные ворота проехать не мог, а неоднократные попытки протаранить  стену храма оказались бесплодными. Однако это  режиссёра не остановило. Как  сказал однажды вождь и учитель,  корифей всех наук Иосиф Сталин, «нет в мире таких крепостей, которых большевики не могли бы взять». Зембинскую взяли…

Старейшая жительница Зембина, ей уже перевалило за девяносто, Ольга Николаевна Князева вспоминает:

- Её, церковь, взорвали – не мог танк разбить её. Её взорвали и построили щиты, и потом танк через них въехал в эту церковь. Танк не мог разбить – она такая крепкая была, так сделана – кирпич очень такой крепкий

Зембин: война киношная и настоящая

Ольга Князева вспоминает, что танк не смог протаранить церковь…

Военные саперы подорвали алтарную стену, образовавший пролом закрыли фальшивой кладкой, и «тридцатьчетверка»  эффектно на полном ходу ворвалась в алтарь. Этот эпизод, который длится несколько секунд, при желании может увидеть каждый пользователь интернета: фильм «Перекличка» выложен в свободном доступе на сервисе Youtube.

Воистину кино в Советском Союзе было не только самым главным из всех искусств, но и самым дорогим - во всех смыслах.

Святотатство творцов  «Переклички» на этом не завершилось. Режиссер решил, что необходимо придать ситуации на экране еще большей драматичности и экспрессии. Поэтому танк, выбравшись из зембинской церкви, должен был непременно проехать по могилам, сокрушая по ходу надмогильные кресты. Задумка была реализована. И это тоже можно увидеть в фильме.

Заметим сразу, что холмики и кресты, по которым катался танк, были ненастоящими. Старожилы помнят, что к церкви привезли много песка, из которого сформировали могилы, а из пиломатериалов изготовили кресты. Надо полагать, многотысячный бюджет фильма республиканской киностудии такие расходы выдержал.

Истинная драма была в том, что танк валил ненастоящие кресты и давил ненастоящие могилы именно там, где реально хоронили зембинцев – священнослужителей и наиболее ревностных прихожан, удостоенных чести после смерти лежать в церковной ограде. От старого кладбища ко времени съемок «Переклички» мало что оставалось, а после съемок не осталось ничего.

Зембин: война киношная и настоящая

Танк в фильме «Перекличка» катается по настоящему кладбищу.

- Там до войны стояли могилы огороженные. И памятники были. Мы теперь ходим по этим людям, - со вздохом поясняет Ольга Николаевна. - А кто мог против сказать? Кто может сейчас что-нибудь сказать против правительства? А это ж после Сталина было, понимаете? Кто мог против сказать? После немцев, после всего, после такого… у всех языки были на замке… Значит, дан приказ, они имеют право это сделать. Всё.

Вот так киношная война разрушила церковь в Зембине. Ну и что греха таить, жители деревни после отъезда съемочной группы уже самостоятельно превратили бывший храм в общественную мусорку, а доски и стропила деревянного купола, рухнувшего вниз, разобрали на дрова.

Но перед всем этим затронула Зембин и его церковь война настоящая. С непридуманными трагедиями и реальными смертями. 

По данным, которые приводятся в Википедии, до войны большинство жителей Зембина по национальности были евреями. Пожалуй, именно, это обстоятельство определяло облик деревни, скорее даже местечка. Достаточно отметить, что целых три года, с 1924 до 1927-й, Зембин был районным центром и лишь потом вошел в состав Борисовского района. 

Это вполне согласуется с воспоминаниями Ольги Николаевны Князевой.

- Когда я родилась, Зембин был большой. Дома были  – крыша с крышей сходились – так густо заселен былПромышленный. Местечко называлось. Очень много евреев было. Они держали магазины свои и всякое ремесло: от часового мастера до гончарной отрасли. Здесь выделывались и кувшины, и посуда. Пекарня своя была в Зембине. Было всё, промышленное было местечко. Базар был. Где сейчас площадь - был базар. Не помещался и его перенесли туда, где сейчас школа сейчас. Потому что отовсюду приезжали. Здесь праздники делали в Зембине. Вот напротив моего дома по той стороне была артель слепых. Варили валенки, делали веревки. Больница была.  Промышленное было местечко…

Последним днем жизни для большей части населения деревни стало 18 августа 1941 года. В этот день ликвидировано зембинское гетто.  Оккупанты  и их пособники расстреляли 927 человек, большинство из которых были старики, женщины и дети.

О том, как это происходило, написал известный борисовский краевед Александр Розенблюм

«Обитателей гетто собрали на рыночной площади якобы для проверки документов. Когда все собрались, каратели повели людей в сторону ямы. Первыми в лесок отвели около 20 самых крепких мужчин. Вскоре оттуда раздались выстрелы, что вызвало шок у остальных жертв... К трем часам дня все было кончено». 

По словам Ольги Николаевны Князевой, храм Михаила Архангела во время оккупации был действующим. В деревне стоял сильный полицейский гарнизон. И кирпичная церковь одновременно была и храмом, и укреплённой огневой позицией. В церкви молились, причащались и даже венчались. И в тоже время колокольня была наблюдательным пунктом, а сам храм часто использовался как тюрьма.

- Три раза наступали на Зембин партизаны, - вспоминает Ольга Николаевна. – Ну, стреляли по колокольне этой. Но она не разбитая была. В саму войну в церкви еще служили – там полицейские венчались, когда женились. И еще загоняли туда людей. Немцы наступали на партизанские деревни, ловили людей, и здесь в церкви держали некоторое время. Там были и дети. Потом гнали на еврейское кладбище и расстреливали тех, кого из партизанской зоны вывозили. Вывозили и расстреливали…

Борисовчанка Валентина Константиновна Юхневич (девичья фамилия Добыш) отчетливо помнит те три дня, которые ей, семилетней девочке, довелось провести летом 1941 года в стенах храма, разрушенного впоследствии ради киносъемок «Переклички».

Зембин: война киношная и настоящая

Валентина Юхневич со слезами вспоминает события своего детства. 

Трагедия деревни Замошье, сожженной гитлеровцами в июле 1942 года, предваряла трагедию Хатыни. Во всяком случае, сценарий был практически один и тот же.

- Двигались немцы с Зембина на Бегомль, и кто-то из леса выстрелил и немца ведущего убил, - рассказывает  Валентина Константиновна. - И вот тогда окружили Замошье и стали жечь. Людей выгнали из домов, а дома сожгли. Еще мама моя больная лежала, и у неё был паспорт, и она числилась там, то ли партийная или что, так мы на лугу возле навозной кучи сидели и рвали, прятали кусочки её паспорта. Нас всех согнали сначала в низины,  там между деревнями Замошье и Завидное уголочек такой – тут мы сидели семьями, так приказали рассесться. Но меня мама еле отыскала среди народа – я дитя – бегала, игралась, знаете, как… 

Отец Валентины Константиновны ушел вместе с Красной армией. А когда над семьей офицера Константина Добыша, воевавшего еще на Финской войне, нависла угроза, друг отца помог перебраться семье из деревни Осавы Бегомльского района в Замошье. Но спрятаться от войны не удалось и там. Жителей сожженного Замошья посадили в грузовики и отвезли в Зембин, где заперли в церкви Михаила Архангела.

Вот тут начинается моя путевка в жизнь, на выживание можно сказать, - объясняет Валентина Константиновна, с трудом сдерживая слёзы. - Что я должна, наверное, жить еще.  Ну, тут трое суток держали. Пить только давали и то не вдоволь. Потому что плакали мы, дети. Кто-то зерна только ухватил, ржи, кажется. Насыпали детям, чтоб поменьше этого шума было.  Ну, а потом объявили семьями выходить. Все пошли. А нас в деревне никто не знал, только вот перевез нас сюда батькин друг, спас. Мама, видно, сообразительная, умная женщина была – она в Финскую войну на секретном телефоне работала, – грамотная по тем временам. Но так она сообразила и самой-самой последней стала выходить. И этим выиграла! Понимаете?! 

В детскую память врезались детали, которые трудно придумать.

Я хорошо помню, что солнце очень светило, и немцы сидели в ряд, много их было.  И такие,  как у нас дедероны сейчас – под салатовыми сетками такими сидели, потому что очень тепло было. И мы семьей подошли, и маме задали вопрос: «Где муж?». И она сказала: в тридцатые годы выслан! Сообразила! Ну, они, гут-гут, пани  - дали ей бизунами и отпустили. А более шестидесяти человек расстреляли: жену учителя Забаровича и их пять деток, Дивеля Петра, Скуратовича Ивана и его  жену Франю, детей Марию и Розалию и других. Родные потом узнали своих близких по кукле и косе и перехоронили в деревне Замошье…

Вот как об этой трагедии повествовал член бюро подпольного Бегомльского райкома КП(б)Б Ф.И. Дернушков в официальном отчете о зверствах фашистских оккупантов: «В июле мес. 1942 г. немецкие варвары, забравшись в д. Замошье, сожгли полностью 82 дома и расстреляли 16 семей, в том числе 6 грудных детей».

Повороты человеческих судеб порой бывают извилистее и круче любого вымысла. После того, как семью Добыш – маму Валентину Константиновны вместе с ней и младшим братом, и бабушку отпустили из зембинской церкви, они вернулись на пепелище в Замошье. И тут, чтобы выжить,  решили разделиться: мама Валентины Константиновны соорудила землянку и осталась в ней зимовать с сыном, а бабушка и маленькая Валя отправились на Логойщину, в деревню Хатынь,  в семью Иосифа Каминского. Того самого Каминского, который позже станет прототипом скульптурной композиции «Непокоренный человек» на входе в мемориальный комплекс Хатынь.

Зембин: война киношная и настоящая

Скульптурное изображение Иосифа Каминского на руках с погибшим сыном в Хатыни.

Мамина родная сестра была за ним замужем, за Каминским, - объясняет Валентина Константиновна. - Так мы с бабушкой пошли зимовать в эту Хатынь. Там тоже все помню, назубок помню. Он был кузнец, так мы с его дочкой, моей сестрой двоюродной Аней, та была на пару лет старше меня, дяде горн качали. А приходили и партизаны, и немцы. Так нас всегда с ней ставили смотреть, кто идет, немцы или партизаны. На страже вдвоем были. И тогда уже идем по очереди, как научили, так и сообщали.

Сестра Аня сгорела в сарае, в который согнали жителей Хатыни, 22 марта 1943 года. В огне погибла и вся семья Иосифа Каминского. А Валентина за несколько дней до карательной операции вместе с бабушкой вернулась в Замошье.

«Путевка в жизнь», по выражению Валентины Константиновны, была, очевидно, выдана на всю войну. Еще не раз маленькая девочка была на волосок от смерти. Например, в мае 1943 года, когда началась карательная операция оккупантов по ликвидации  Борисовско-Бегомльской партизанско зоны под кодовым  наименованием «Коттбус». В памяти уцелевших жителей деревень, расположенных  в треугольнике Плещеницы — Ушачи — Борисов, она осталась как «первая блокада».

Прятались в лесу, около Буденич. Там такое болотце сухое перед большим болотом, — там сидели. Страшно было! Настолько немцы строчили этими орудиями разными, что деревья ломались. На нас мама ложилась – прикрывала нас с братом, - вспоминает Валентина Константиновна Юхневич.

Неудивительно, что на склоне лет она обратилась к вере. И для неё, как и для многих других жителей Зембина, близлежащих деревень и Борисова большим праздником стало освящение восстановленного храма Святого Архистратига Михаила, которое произошло в ноябре 2014 года.

Фото borisoveparhia.by

Зембинскую церковь отреставрировали в 2014 году на средства прихожан 

и иных жертвователей.

Разрушенная церковь, почти полвека простоявшая в запустении, была в буквальном смысле поднята из руин, во многом благодаря усилиям настоятеля о. Андрея Капульцевича, который сумел привлечь к этому благородному делу немало сподвижников. Кто-то помогал финансовыми средствами – общая сумма затрат на реставрацию составила несколько сот тысяч долларов, кто-то личным участием в восстановительных работах.

Судя по многочисленным публикациям в СМИ, львиную долю денежных затрат взял на себя футбольный клуб БАТЭ во главе с председателем правления Анатолием Капским, но были и другие жертвователи.

Зембин: война киношная и настоящая

На освящении храма в Зембине был и председатель правления ФК "БАТЭ".

Имена вам ничего не скажут, а Господь их знает, - так отреагировал о. Андрей на просьбу назвать благодетелей.

Точно известно, однако, что среди них не было никого из участников съемочной группы художественного фильма «Перекличка». 

Режиссер Даниил Яковлевич Храбровицкий не дожил до старости, умер в Москве в 1980 году в возрасте 56 лет, а те, кто здравствуют, проигнорировали обращения прихожан с просьбами о помощи. Например, живой классик российского кинематографа, влиятельный Никита Сергеевич Михалков, известный своей приверженностью к традиционным ценностям вообще и к православию в частности не ответил даже на письмо Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета.

По словам моей коллеги, которой посчастливилось общаться с Никитой Сергеевичем во время одного из фестивалей «Золотой Витязь», она напомнила знаменитому кинорежиссеру и актеру о съемках «Переклички» в Беларуси и о разрушенной церкви, но он ответил, что к решению подрывать алтарную стену не имел никакого отношения.

И это действительно так. Вовсе не двадцатилетний Никита Михалков, сыгравший в «Перекличке» командира танка, сидел за рычагами «тридцатьчетверки», штурмовавшей зерносклад колхоза «Заря коммунизма», не он поджигал бикфордов шнур и не он давал распоряжение взрывать. Это правда. И поэтому Никита Сергеевич вправе не испытывать никакого чувства вины. 

Впрочем, это чувство глубоко интимное: кто-то в принципе не способен его испытывать, а кто-то казнится за чужие грехи.

«Речь не о том, но все же, все же, все же…»

Павел Могилин

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
27.07.15 В Борисове освятили «поклонный крест»

26 июля 2015 г. состоялось освящение Поклонного Креста на въезде в г. Борисов со стороны г. Минска. На официальном открытии и освящении Поклонного Креста присутствовали представители районной и областной администрации города. Богослужения возглавил епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, сообщает пресс-служба Борисовской епархии.

Наиболее потрудившимся при возведении Креста Преосвященным Вениамином были вручены Церковные награды и грамоты.


Видео Александр Климкович

Фото Климковича А.


Категория: Культура | источник: http://vborisove.by/ | обсудить | Печать
25.07.15 Развитие торговли и путей сообщения на борисовских землях

Борисовские земли издревле располагались на кратчайшем пути к Москве, а также на пересечении водных и сухопутных путей. Не только вражеские войска проходили по нашей территории, но и торговые суда и обозы. Как развивались торговля и пути сообщения во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия? Какие борисовские товары пользовались спросом за рубежом? И что сами борисовчане закупали у стран-соседей?

Во второй половине XVIII – пер-вой половине XIX столетия торговля на борисовских землях развивалась достаточно активно. Содействовало этому благоприятное географическое положение, интенсивно развивающиеся внешнеэкономические связи и богатый внутренний рынок. Развитие торговых отношений нельзя рассматривать отдельно от состояния путей сообщения.
Открытие почтовых трактов значительно оживило развитие путей сообщения на белорусских землях. Первый такой тракт был проложен из Вильно через Минск на Москву еще в 1717 году. Во второй половине XVIII века сеть почтовых станций значительно расширилась. На каждой из них можно было переночевать и сменить лошадей. Конечно же, все это стоило немалых денег.
В целом белорусские дороги во второй половине XVIII ст. значительно улучшились. По приказу Екатерины II здесь начали прокладывать прямые и ровные большаки, по краям которых высаживали по два либо четыре ряда берез. В народе эти дороги называли «екатерининскими трактами».
Но, несомненно, не все дороги были в таком хорошем состоянии. В особенности это касалось той части Беларуси, которая до конца XVIII столетия оставалась в составе Речи Посполитой. По причине шляхетской анархии и межусобиц мероприятия по поддержанию в порядке дорог практически не проводились.
Англичанин У. Кокс, который
ехал из Гродно через Минск и Оршу в Москву, конечно же, проезжал и через борисовские земли. О дорогах на этих территориях он отзывался следующим образом: «Дороги в Литве (так тогда называли и Беларусь) находятся в самом первобытном состоянии, они не намного лучше проселочных лесных дорог. Они часто настолько узкие, что карета с трудом может проехать, часто попадаются пни и корни деревьев, которые препятствуют проезду. Местами дорога настолько засыпана песком, что нас с трудом могли вывезти восемь лошадей». Особенно тяжело пришлось англичанину после выезда из Борисова: «В некоторых местах дорога так заросла кустарниками, что места для проезда кареты практически не оставалось, и нам доводилось распрягать лошадей, иногда даже выходить из кареты и помогать ямщику убирать с дороги упавшие деревья, вести лошадей извилистыми дорожками либо пробираться через лесную чащу».
Именно по таким дорогам так-
же приходилось ехать купцам, перевозившим свои товары к месту продажи. Товары не только перево-зились сухопутным транспортом, но и сплавлялись по реке Березине. В 1765 году из-за границы товары ввозились также трактом из Могилева в Борисов. По пути следования в крупных поселениях находились корчмы. В Борисове в это время находился таможенный пункт. На выезде из города был построен мост на сваях. Оттуда до Бобра купцы ехали недавно проложенным трактом до Веселова.
Получила развитие и внутренняя торговля. Продавали в основном продукцию местного производства. На борисовских землях в начале XIX столетия были распространены гуты – в общем смысле слова небольшие стекольные и металлургические заводы. Гуты на борисовских землях производили в основном поташ, смолу и деготь. Несмотря на то, что гуты были значительно меньше фабрик, они приносили очень хороший доход своим владельцам. Смолу производили из пней срубленных деревьев сосновых пород. Производство смолы и дегтя было наиболее распространено в уездах, располагающих судоходными реками, в том числе и в Борисовском. Из отчета минского губернатора о состоянии промышленности и торговли за 1804 г. можно узнать, что в год производилось 40 000 бочек смолы. Продавали смолу в местах ее производства по цене от 15 до 17 рублей за бочку, также сплавляли по реке в Кременчуг (сегодня – город в центральной Украине), но уже по 24 рубля за бочку. Деготь в подобных гутах производили из березовой коры в объемах от 15 до 20 000 бочек. Деготь также продавался на месте его производства по цене от 20 до 25 рублей за бочку и сплавлялся в Херсон и Кременчуг по 40 рублей за бочку.
Борисовские земли также были
известны производством поташа. Поташ представлял собой соли калия, которые широко использовались в сельском хозяйстве в качестве удобрения, применялись в кулинарии. В начале XIX столетия поташ производили вручную. Производством поташа обычно занимались те помещики, которые имели в собственности леса, где росли такие породы деревьев, как осина, ольха. Производилось поташа от 50 до 60000 пудов, на месте производства продавали 1 пуд по цене от 3 до 4 рублей. Поташ сплавляли также по рекам в Ригу и Кенигсберг по цене 6 и более рублей за пуд.
В первой половине XIX столетия основной доход жители борисовских земель получали все же от хлебопашества и винокурения. Но значительные доходы получали помещики и от продажи леса. Борисовский уезд, обладавший обширными строевыми лесами, поставлял свою древесину на Черноморский флот. И в целом была хорошо налажена торговля с купечеством черноморских портов и даже Пруссией.
В 1844 году по реке Березине прошло более 250 судов и 1000 лесных плотов. Груз судов, проходивших по рекам Березина, Неман, Ясельда и Пина, состоял преимущественно из соли, сала, табака, пеньки, льна, пшеницы и лесных плотов. В Минской губернии в то время производства каменной соли не было. Крымскую соль поставляли большими объемами и немалую ее часть перепродавали в Литву.
Внутри страны товары продава-
лись в основном на ярмарках. Из ведомости канцелярии минского губернатора о ярмарках в губернии за 1837 год можно узнать о ярмарках, которые проходили в Борисове. Первая ярмарка проходила с 1 по 4 января и была приурочена ко дню Святого Василия. Из ведомости канцелярии можно узнать о товарах: «Привозимы были российские товары, а именно: сукно, шубы овчинные, кушаки, кафтаны, шелковые и полушелковые изделия, кожи, хрусталь, зеркала, сахар, мыло, воск, табак, бумага, книги, сургуч, лошади, овцы простой породы».
Вторая ярмарка прошла в городе через 10 недель после Пасхи с 17 по 20 июня 1837 года. Товары здесь можно было приобрести практически такие же, как и на зимней ярмарке. Ежегодные ярмарки удовлетворяли потребности борисовчан в товарах, которые они сами не производили. К тому же проведение ярмарок пополняло городскую казну и обеспечивало дополнительные доходы самим борисовчанам. На каждую ярмарку приезжало более 1200 человек. В Борисовском уезде в первой половине XIX столетия ярмарки также проходили и в местечке Логойск. Из отчета минского губернатора можно узнать, что в 1844 году в Логойске 6 августа проходила Преображенская ярмарка, 6 декабря – Николаевская. Но для ярмарок в Борисове был характерен больший товарооборот.
Таким образом, торговля на
борисовских землях во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия развивалась активно, товары продавались как на внутреннем рынке, так и вывозились за рубеж. В это же время продолжали развиваться внешнеэкономические связи. Во второй половине XIX столетия через борисовские земли пролегла Брестско-Московская железная дорога, ознаменовавшая новый виток в развитии торговли и путей сообщения на наших землях.
Л. Губская, 
научный сотрудник ГУ «Борисовский объединенный музей»

Борисовчане в середине XIX ст


Категория: Культура | источник: http://edinstvo.by/ | обсудить | Печать
24.07.15 Такое дело. В Борисове открылось антикафе

В Борисове начало работу первое антикафе Hapy Time. Его владелица – молодая мама, которая рискнула открыть свое дело, создав для местной молодежи место для развития и реализации творческих идей.

Что это?

Антикафе – это не питейное заведение, хотя чай и кофе там всегда в наличии. Это место для общения и клуб по интересам, где можно приятно провести время и научиться чему-то новому, поиграть в настольные игры, мафию или в приставку, а также пообщаться с друзьями. 

Платить нужно за время, проведенное в кафе.

Помещение небольшое – 72 квадратных метра. Первоначально здесь была барная стойка и стены красного цвета. Стойка превратилась в стилизованную кухню, а стены перекрасили в белый цвет. 

 

Дизайн-проект специально не разрабатывался, идеи для интерьера рождались по ходу работы и стразу же воплощались в жизнь. 

Hapy Time расположено почти сразу за кинотеатром «Октябрь».

Первоначально антикафе было открыто в Смолевичах при поддержке проекта talaka.by и проработало там несколько месяцев. Однако потом владельцы решили перевезти его в Борисов и передать дело заинтересованным людям. 

«Раньше я работала в школе, и не думала, что когда-нибудь рискну отрыть свое дело, - рассказывает Алена Василенко. - Но когда получила предложение, не стала отказываться. При старте очень важна поддержка близких людей». 

Сегодня в кафе нет наемных работников. Все дела ведет Алена, совмещая работу с воспитанием полуторагодовалого ребенка. Муж поддерживает и помогает во всех начинаниях.

Сколько?

Стоимость одного часа в актикафе – 30 000 рублей. Во время мастер-классов или других мероприятий такса устанавливается за весь вечер. Цены такие же, как в антикафе Минска. В распоряжении посетителей – wi-fi, игровая приставка, настольные игры, чай, кофе, печенье в неограниченных количествах.

О ближайших мероприятиях можно узнать в самом антикафе, а также на его страничке «Вконтакте».

Алкоголь и курение в антикафе под запретом. «Никто даже и не спрашивал, можно ли здесь выпить, - признается Алена. – Однажды в компании пришли подвыпившие люди, но вели себя хорошо, увлеклись игрой, никакого дискомфорта не создали, поэтому их никто и не выгонял».

Алена строго не следит за тем, сколько времени провел в кафе посетитель и сколько должен. «Рассчитываю всех приблизительно», - смеется она. Кроме этого, она не считает, сколько литров чая выпили за день или сколько съели печенья. «Пусть едят», - улыбается Алена. Доходов пока хватает на то, чтобы оплатить аренду помещения и текущие расходы. 

В первый раз посетители обычно стесняются, но потом уже не спрашивают, 

что где лежит и можно ли это брать. 

По ее словам, те, кто однажды побывал в антикафе, возвращаются вновь, приводят своих друзей и знакомых. «Очень жаль, что парни приходят, в основном, ради приставки, молодых людей в возрасте 15-18 лет сложно увлечь чем-то другим», - вздыхает она. Вместе с тем, главная идея антикафе заключается именно в развитии и общении. 

Xbox популярен у посетителей всех возрастов.

Какие планы? 

23 июля в антикафе был мастер-класс по изготовлению блокнотов. Оригинальную записную книжку можно сделать своими руками за пару часов. В другой части кафе компания молодежи собралась, чтобы отпраздновать день рождения. 

«Часто слышу слова, что в Борисове мало объединений по интересам, люди готовы приходить и учиться всему, - говорит Алена. – Причем, это и молодежь, и люди старшего возраста».

Это украшение для интерьера Алена сделала своими руками.

Планов по проведению различных мероприятий в антикафе множество. Это мастер-классы по рукоделию, вязанию, вышивке, киновечера с лучшими мировыми картинами, выставки художников.

«Недавно у нас в гостях был хиромант, - говорит Алена - Вначале я очень скептически отнеслась к идее пригласить его, но он рассказывал о людях очень интересные и правдивые вещи, основываясь только на дате их рождения». 

Борисовчане приходят в антикафе и со своими предложениями. Один молодой человек готов провести серию лекций по созданию сайтов с ноля, по безопасности в сети, о том, как не попасть в ловушку мошенников при операциях с пластиковыми картами и т.п. Также есть идея к началу учебного года организовать клуб любителей решать сложные задачки по математике. 

«Сегодня я думаю не о количестве посетителей, а о качестве проведенного ими досуга, - говорит владелица антикафе. – И помочь в этом, в принципе, может каждый житель города». 

Показать все фотографии
Татьяна Михайлова, фото Валентины Викторовой

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
21.07.15 В Борисове прошла «Битва титанов»


В Борисове прошла «Битва титанов»

18 июля на открытой площадке в д. Дудинка Борисовский  райком Белорусского Профессионального союза работников Государственных и других учреждений 18 июля 2015 г., провел I сезон  проекта  летнего спортивно-развлекательного праздника  «Битва титанов» под девизом «Где Мы – там Победа», посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Цель проекта:  развернуть соревнование между первичными профсоюзными организациями района за призовые места, укрепить дружеские связи, повысить авторитет профсоюза и его роль в решении социально-экономических задач в трудовых коллективах,  престиж семьи и семейных отношений, патриотизм в воспитании молодежи.

Лучшей стала – профсоюзная первичка ГУ «Борисовский физкультурно-оздоровительный центр».


Категория: Культура | источник: http://www.borisov.minsk-region.by/ | обсудить | Печать
21.07.15 В Борисове осветят Поклонный Крест

26 июля на въезде в Борисов со стороны Минска епископ Вениамин освятит Поклонный Крест, установленный недавно справа у дороги. 

Мероприятия по этому случаю будут проходить в течение дня, которые возглавит Преосвященнейший епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин.
В 9 часов утра состоится освящение храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в деревне Гора.  Затем пройдет Божественная литургия. А с 16-ти часов начнется торжественного освящение Поклонного Креста. 

В этот день будет организован специальный автобус, который доставит желающих к месту проведения освящения, сообщает сайт borisov-spas.by

Маршрут движения автобуса:
15.00 -  от Воскресенского кафедрального собора.
15.10 - от храма Святой Живоначальной Троицы (остановка «Памятник экипажу Павла Рака»).
15.20 - от храма Рождества Христова.
15.45 - прибытие к месту освящения Поклонного Креста.


Категория: Культура | источник: borisovnews.by | обсудить | Печать
20.07.15 Краеведческий сайт о Борисовщине сменил адрес

Сайт «Коктейль моей души» («О родном Борисове и не только о нём») известного краеведа Александра Розенблюма сменил адрес. 

Вот как объясняет ситуацию сам Александр Борисович:

«Месяц назад российский хостинг, на котором в течение 11 лет размещался мой краеведческий сайт, без предупреждения и объяснения причин заблокировал его, полагая, вероятно, что у меня не осталось дубликата. Я больше не стал прибегать к услугам российских хостингов и другим не рекомендую.

Вот новый адрес (о возможных шереховатостях прошу уведомлять): http://www.rosenbloom.byethost3.com».

Александр Розенблюм, отметивший 15 февраля 2015 года 90-летие, вот уже более двух десятков лет живет в Израиле, но по-прежнему занимается главным делом своей жизни - исследованием истории Борисовщины. Он автор нескольких справочных изданий, посвященных людям нашего края, на его сайте размещено несколько сот публикаций, вызывающих неизменный интерес у всех, кто интересуется Борисовщиной.


Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
15.07.15 Поющие города: борисовчане штурмуют музыкальный телепроект

В кастинге музыкального проекта телеканала СТВ «Поющие города» принимают участие несколько борисовчан. Не все они сегодня живут в Борисове, но каждый из них не представляет свою жизнь без музыки. 

По условиям конкурса борисовчане записали композиции на видео и выставили в группе «Поющие города» на суд жюри и других участников проекта. 

Владимиру Арутюняну 16 лет. Именно с этого возраста можно принять участие в кастинге. Владимир родился в Борисове, учится в Гимназии №1, окончил музыкальную школу по классу фортепиано.

«Я давно хотел попасть на этот проект, чтобы доказать себе, что я что-то могу», - говорит он. Песню он выбрал с учетом того, что Беларусь празднует великий праздник – 70-летие Великой Победы. Видео снял школьный оператор. 

«Я бывал на многих вокальных конкурсах, и показывал отличные результаты, но это первое мое участие в проекте такого уровня, - говорит Владимир. - Я не надеюсь на победу, и считаю, что участие, действительно, главное. Не обязательно побеждать, главное - показать себя, понравиться зрителю». Владимир планирует связать карьеру с музыкой, которая появилась в его жизни еще в детском саду. «Я живу музыкой, не представляю свою жизнь без нее...», - признается участник проекта. 

23-летняя борисовчанка Асель Софитова училась в школе с музыкальным уклоном, затем - в школе искусств №2 (скрипка). Окончила БГУ. Как только увидела информацию об отборе, решила участвовать, не раздумывая. «Это реальный проект для исполнителей, это шанс и для меня», - говорит девушка.

 

Композицию выбрала спонтанно. «Она просто играла в этот день у меня в голове, - признается Асель. – И мне кажется, она близка мне и тембрально, и морально». Видео снимал организатор мероприятий ГДК Борисова, руководитель проекта «Energy of style», коллега и друг Сергей Шульгин. Девушка уверена, что на проекте ее поддержат друзья и коллеги, и, конечно, коллектив «Белые зори», с которым она выступает.

Асель пока не участвовала в музыкальных проектах и считает, что о победе думать рано. «Предпочитаю думать о том, как сделать все на высшем уровне, - говорит она. - Петь для людей - дело моей жизни, это дело, в котором я вижу себя, от которого никогда не устану и не откажусь. Мне кажется, стать певицей – это мое предназначение в жизни, я будто с этим родилась. Не помню даже, чтобы мечтала о чем-то другом».

Ольга Ивелева решила принять участие в проекте «Поющие города» от Борисова, поскольку в этом городе прошли ее детство и юность. Она окончила Борисовское педучилище, училась в Борисовской музыкальной школе по классу аккордеона у Леонида Смайлиса, которого считает великим учителем. Ольга жила в Донецке, но сейчас переехала в Россию из-за военных действий. 

«Жизнь - это борьба. Хочу посмотреть на других и показать, что умею сама, - рассказала она - Композицию выбирала по сложности. Мне не нравятся легкие и пустые песни». 

«На победу надеюсь всегда. Зачем тогда участвовать? – уверена Ольга. -  Но как будет, так и будет. Но к этому стремлюсь. Я не могу сказать, что музыка - мое хобби, я никогда не училась петь. Песня - это моя жизнь

Борисовчанин Борис Капитанов, живущий в Санкт-Петербурге, также признался, что не имеет музыкального образования. По его убеждению, каждый человек должен всему учиться сам. 

«Проект на телевидении - это раскрытие себя, своих возможностей, мобилизация внутренних ресурсов, - говорит Борис. - Также это отличная возможность показать себя и завести полезные знакомства. Для меня проект «Поющие города» может стать дорожкой к сердцу моего слушателя, которого я горячо люблю и готовлюсь к встрече с ним не один год».

Видео было снято в Новосибирске российским фотографом Дмитрием Реуцким. В музыкальных проектах Борис раньше не участвовал. «Но недавно мне позвонил незнакомый московский номер и заговорил голосом девушки, которая позвала приехать в Москву на кастинг шоу-проекта «Голос», - признался он.

«Для меня музыка это часть жизни, причем, большая, – говорит Борис. - И если она так и останется хобби, то я хочу разделить его с как можно большим количеством людей!»

Справка ex-Press.by:

Музыкальный телепроект «Поющие города» принадлежит каналу СТВ. В 2015 году стартовал четвертый сезон проекта. Его цель - открыть талантливых артистов и зажечь новые «звезды». Присылать видео для участия в онлайн-кастинге можно до 10 августа 2015 года. Участников, прошедших кастинг, отберут для дальнейшей борьбы в проекте.

Татьяна Михайлова

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
15.07.15 В борисовском парке прошла республиканская акция «Лето с хорошей книгой»

15 июля в ГУ «Борисовский парк культуры и отдыха им. М. Горького» состоялся районный праздник «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето» в рамках республиканской акции «Лето с хорошей книгой».

На празднике работали игровые площадки: «Я рисую лето, а какого оно цвета» — рисование; «Пра вялікую маркоўку і сяброўства» — кукольный спектакль; «Животные» — поделки из бумаги в технике оригами; «Наши любимые сказки» — громкие чтения; «Играем вместе» — настольные игры; «Бумажное мастерство» — мастер-класс по квиллингу. Об этом сообщила порталу vborisove.by зав. культмассовым отделом парка Инна Балашова.


Категория: Культура | источник: http://vborisove.by/ | обсудить | Печать
Страницы: 1 2

RSS-лента