Новости

Новости | Политика | Бизнес | Культура | Криминал | Спорт | Борисовчане | Интервью | Вне города
Архив:
2007: апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2008: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2009: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2010: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2011: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2012: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2013: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2014: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2015: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2016: январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  
2017: январь   февраль   март  

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

30.11.14 В Борисове на ул. М.Горького произошел пожар. Два человека спасены

В минувшую субботу, 29. ноября, 21-06 в дежурную часть МЧС поступило сообщение о пожаре в квартире на четвертом этаже пятиэтажного жилого дома в г. Борисове по ул. М.Горького, 83.

Работниками МЧС спасены 74-летняя пенсионерка и ее 47-летняя дочь. Предполагаемая причина пожара – неосторожность при курении.


Категория: Криминал | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
29.11.14 Прогулка по барам Борисова с главным редактором Ultra-Music.com

Николай Янкойть (KYKY.ORG) прогулялся по барам Борисова с главным редактором Ultra-Music.com, одним из четырёх «экспертов.бай» Александром Чернухо и поговорил о свободе выбора, лайках на фейсбуке и арт-проектах Михалка. 

Время в дороге до Борисова искривляется: по пути электричка заезжает в Советский Союз (если точнее, в Красное Знамя и Пролетарскую Победу), а в пункт назначения прибывает с опозданием на добрых полчаса. Сразу с перрона мы заходим в привокзальный магазинчик, где Александр без лишних церемоний покупает бутылку водки: перед выходом в путешествие по местным барам нам предстоит разогрев в виде баньки и домашнего ужина.

Путь от магазина до дома решаем преодолеть пешком. Саша жил в Борисове с рождения до поступления в университет, а сейчас приезжает сюда к родителям в гости. Прямо сейчас журнал Where Minsk отпустил своего редактора в недельные каникулы, так что Саша отдыхает от столичной суеты, поправляет здоровье в бассейне и ностальгирует по борисовской юности.

— Вот этот район, слева от дороги, борисовчане называют Болотом, — Саша начинает неофициальную экскурсию по улице Труда. — Это, прямо скажем, не самое благополучное место в городе, здесь всегда можно встретить не самых умных, зато очень сильных ребят. Здесь я единственный раз в жизни отхватил крепких хулиганских п...лей. Шли мы здесь с другом, ещё школьники, а навстречу нам по другой стороне дороги двое парней постарше, и с ними две девочки. Уже вроде разминулись, и вдруг один из парней окликает: «Э, малой!» Я подошёл, последовал классический вопрос: «Чё смотришь?» Следующее, что помню — лежу на тротуаре, а меня бьют ногой по голове. Потом ничего не помню. Сознание потерял.

KYKY: Это «Американская история X» какая-то…

А. Ч.: Не говори. Я тот день считаю своим вторым днём рождения — очень рад, что вообще тогда выжил.

Мимо школы, в которой учился Саша («На этом стадионе постоянно мяч гоняли»), мимо заброшенного дома («Здесь наркоманы тусовались, однажды парня повесили, вроде как за долги»), по родной улице («И здесь мяч гоняли! С одной стороны вместо ворот был вот этот заезд в гараж, а с другой — два дерева») — экскурсия выходит очень личной. Уютный дом, отличная горячая банька, отличный горячий ужин и обычная брестская водка — и мы идём в город.

Кафе «Привал 1812» (просп. Революции, 14)

«Привал», как подсказывают цифры в его названии, посвящён Наполеоновским войнам, так что и антураж здесь соответствующий: со стендов нам угрожают пушечки размером с ладонь, а со стены в меню подглядывает сам мсье Бонапарт.

— Атмосфера среди посетителей, увы, месту никак не соответствует, — предупреждает Саша. — Как-то были здесь с друзьями, и вот за тем столиком женщина сидела в одиночестве, пила, пила, а потом упала вместе со стулом. А потом ещё мужик за одним из столиков уснул, и его пиво полилось рекой по всему кафе.

Зато обслуживание на уровне: симпатичная рыжая официантка приносит нам пиво и фисташки за три минуты. За время ожидания вынужденно подслушиваем обрывки громкой беседу за соседним столиком: там, по всей видимости, вербуют на участие в особенной программе по репетиторству родителей нынешних абитуриентов.

А. Ч.: Процент поступающих в Борисове выше, чем в среднем райцентре, потому что Борисов близко к Минску. Помню, Таня Замировская говорила, что в Борисове себя ощущаешь, будто заперт в туалете и ищешь оттуда выход. Вроде всё близко, на расстоянии вытянутой руки, а с другой стороны — попробуй выберись. Конечно, делать здесь особо нечего. Интеллигенция в белорусских райцентрах никому не нужна. Здесь все предпочитают демонстрировать либо грубую силу, либо материальную состоятельность. 

У нас в Борисове был такой локальный мем — шоу «Борисов Star», в частности его участник Сергей Иванников. Когда человек выходит петь песню с немытыми волосами, в куцом пиджачишке, и именно так, как он её поёт, со всеми огрехами, то это очень чётко отражает общее состояние культуры в райцентре. Этот человек символизирует собой целый город, 170 тысяч населения, и люди это воспринимают как что-то должное, потому что культура им не нужна. Разруха в головах.

KYKY: А как это исправлять?

А. Ч.: У каждого отдельного человека всегда есть выбор. Ты можешь быть в меньшинстве, но не слушать то, что предлагают тебе остальные. Сейчас куча вариантов, как черпать информацию из разных источников и анализировать её. Но у нас привыкли слепо принимать чью-то сторону, и мы находимся между Сциллой и Харибдой: с одной стороны — госпропаганда, с другой — оголтелая, слепая политика оппозиции. Это две крайности, а середина, ниша качественной журналистики, остаётся незаполненной. Полная информационная картина дня не формируется, потому что нет мощного средства массовой информации, которое агрегирует всё, подаёт одну точку зрения, вторую и третью без эмоциональной окраски, без чётких акцентов. Просто новости, как они должны быть: «Тогда и тогда произошло то, то и то, и это привело к тому, тому и тому».

KYKY: Ты сейчас говоришь о старой lenta.ru.

А. Ч.: Да, lenta.ru была отличным примером качественной подачи информации. Люди хорошо делали свою работу, и они знали, зачем её делают. Журналистика — это очень большая ответственность, примерно как у хирурга. Когда пропадает ответственность высказывания, когда слово можно купить, то всё приходит к нынешней российской ситуации. Российский рынок СМИ явно показывает: всё можно купить за деньги. Даже не располагая конкретными фактами подкупа, ты видишь конкретную эмоциональную окраску, определённый вектор, под которым подаётся информация, и из этого делаешь выводы.

А что ещё очень смешно и парадоксально, качественная журналистика — по крайней мере, в Беларуси — вообще не востребована. СМИ просто публикуют колонку, чтобы набрать наибольшее количество кликов. Один не соглашается с мнением колумниста и пишет гневный комментарий, второй соглашается и расшаривает статью — вот и всё, к этому и сводится современная белорусская журналистика.

У меня, откровенно говоря, голова пухнет от колонок. Их столько, и они настолько ни о чём, что я уже не могу их читать. На Ultra-Music мы стремимся к тому, чтобы у нас не было текстов типа «Вот этот виноват, а вот этот прав». Это может быть в авторском тексте, но не в новостном. Новость — это информация, как она есть, сухая выдержка.

KYKY: А почему читатели соглашаются с таким положением дел? Не ощущают, что истина где-то рядом?

А. Ч.: А когда ощущали, в какие времена? Люди никогда не пытаются докопаться до истины, люди пытаются найти подтверждение собственному мнению, чтобы не оказаться в меньшинстве. Серая масса была всегда, но сейчас её градация находится в точке экстремума, потому что к этому и ведёт общество потребления. Тебя отучили думать, все думают за тебя. Твоё дело — принять к сведению. Твоё дело — принять констатируемый кем-то факт, и неважно, факт это или нет. Тебе просто сообщают информацию и говорят: «Запомни это. Так и будет».

KYKY: А почему люди продолжают смотреть белорусское гостелевидение, когда у них есть возможность выбирать, что смотреть?

А. Ч.: Их изначально пугает свобода выбора. У людей ограниченный мир, качество образования в стране находится на неизменно низком уровне, условно с начала 2000-х ситуация всё ухудшается, и сейчас это уже тотальный пиздец. Человек не способен рассуждать, его пугает сам факт, что ему нужно что-то выбирать. А по телеку всё решили за него, здесь уже есть своя реальность, и в эту реальность ему гораздо комфортнее погрузиться.

KYKY: А может, он и не догадывается, что есть другие источники информации?

А. Ч.: А он их не ищет. Я думаю, любой человек знает, что где-то есть другой мир. К примеру, человек, не выезжавший в Европу, будет говорить, что там Гейропа, содомия и разврат, что люди там едят крыс на ужин. А ведь он там ни разу не был, ему просто сказали — и он верит, потому что ему так удобно. Ведь чтобы выехать в Европу, нужно получить визу, нужны какие-то деньги, а ждёт тебя там только неизвестность. Стоит ли овчинка выделки? Проще сесть, посмотреть телевизор, успокоить себя: «Так там же под хвост балуются, чё мне туда ехать? Вот моя реальность, здесь мои друзья, здесь моё пиво, здесь мой пульт к телевизору. Всё хорошо».

KYKY: А почему это место посвящено войне 1812 года? Беларуси ведь эта война ничего хорошего не принесла.

А. Ч.: На территории Борисова произошло знаковое событие: разбили Наполеона. С точки зрения туризма — обширнейшая почва. Я удивляюсь, почему Борисов до сих пор не сделали музеем тех времён. В городе, конечно, не хватает инфраструктуры, гостиницы не лучшего качества, не так много увеселительных заведений. Но кафе с антуражем — это же круче, чем обыкновенный кабак, в котором ты тупо сядешь и напьёшься пиваса. Здесь можно хоть посмотреть по сторонам и подумать: «А чё здесь вообще было?» Местным это не надо, а вот приезжий человек задумается. В любом случае, человек не должен заходить в кафе, как в музей.

Вот стоит тут пианинка, и не факт, что на ней хоть кто-нибудь когда-нибудь играл. А почему не поиграть? У нас обычно со всего сдувают пыль: «Тише, тише, вы НАРУШИТЕ!»

KYKY: А это проблема посетителей или владельцев?

А. Ч.: Мне кажется, владельцам просто нужно подать пример, пригласить на несколько вечеров пианиста, который поиграл бы всякие клёвые штуки.

Аливария Белое Золото — 24.000

Аливария Портер — 24.000

Фисташки — 18.850

Пиццерия «Маргарита» (просп. Революции, 46)

Сеть «Маргарита» появилась именно в Борисове, а уже отсюда расширилась в Минск и другие города. Случай для Беларуси удивительный, особенно с учётом того, что «Маргарита» не пытается чем-то удивить: здесь есть ровно то, что можно отыскать в любой пиццерии — и больше ничего. Поражают воображение разве что цены: они здесь даже выше средних по Минску. 18-сантиметровая «Маргарита» стоит 54 тысячи.

Время второго ужина ещё не наступило, так что мы решаем ограничиться пивом.

KYKY: Давай о твоих музыкальных экзерсисах поговорим.

А. Ч.: Я до последнего думал в музыкальное училище поступать. Пока в музыкальной школе учился, по конкурсам всяким катался. До сих пор иногда снится кошмарный сон, словно на носу экзамен в музыкалке, а пьесы ещё совсем не готовы! Страшнее не придумаешь. С 9 класса у нас появилась группа «Артефакт», я там был вокалистом. Репетировали во вторую смену в школьной столовой. В 9 классе выступили на школьном выпускном, сыграли песню Rape me группы Nirvana и посвятили её всем учителям. А потом я начал тусоваться с другими пацанами, слушать black metal, и мы создали pagan-folk-black-metal-группу Swampfolk. Тексты по мотивам Короткевича: «Чорны замак Альшанскі. Месяц нырае ў хмарах…», всё такое. А на первом курсе я записал альбом с группой Vomit The Soul, мы играли brutal death metal, я был автором всех текстов и вокалил: скриминг, гроулинг. Я тогда не слушал ничего, кроме экстремальных направлений музыки, но со временем начал как-то расширять свои горизонты, находить новые течения. Потом была группа Green Fence Band, которая позже стала «Большой Медведицей», первый альбом группы записан с моим аккордеоном. Но теперь я сосредоточился на теории и забросил всякую практику. Я не люблю врать самому себе. Если твой уровень находится на достаточно низкой планке, зачем тебе обманывать самого себя и своего слушателя? Лучше сосредоточиться на том, что у тебя получается лучше.

KYKY: И этим лучшим, видимо, была журналистика.

А. Ч.: Журналистика плюс музыка. Конечно, я многого о музыке не знаю, так что я никогда не позиционировал себя как музыкального критика. В первую очередь я журналист. В музыке, как и в любой другой сфере, можно быть книжным червём, копать глубоко — но вопрос, будет ли это интересно другим людям. Ultra-Music задуман так, чтобы информацию на сайте мог воспринять и тот, кто переслушал люди всю дискографию King Crimson, и тот, кто не имеет понятия, что такое Led Zeppelin.

KYKY: Вот ты говоришь, что ты не критик. А Experty.by — критики?

А. Ч.: Музыкальная критика — это всесторонний анализ произведения. Experty.by — это не критики, а просто люди, мнение которых по тем или иным причинам имеют вес. Это не рецензии, а скорее аннотации к музыкальным произведениям. Профессиональных рецензентов в популярной музыке нет, в Беларуси так точно. Для экспертов главное, чтобы читателю было интересно, чтобы он мог и сделать выводы относительно музыкального произведения, и получить удовольствие от прочтения наших текстов. Нельзя сказать, что мы делаем всесторонний охват. Я, к примеру, не имею представления об академической музыке, о поп-музыке — той, что подпадает под понятие всеобщей популярности…

KYKY: Вроде той, что звучит в пиццерии.

Звучит в это время, кстати, песня Chandelier певицы Sia. 

А. Ч.: Да, точно. Мне неинтересна эта музыка — поэтому я, наверное, и не имею о ней представления. Мы часто спорим с остальными экспертами по поводу экстремальных жанров — и сходимся в том, что эксперты в нынешнем формате не могут писать рецензии на тяжёлую музыку. То же самое с экспериментальной музыкой.

KYKY: А это не какие-то внутренние рамки?

А. Ч.: Отчасти. Но и аудитория experty.by слегка консервативна. Это аудитория, которая высоко оценивает новый альбом Вольского, но с альбомами ЛСП у неё возникают проблемы. Для меня это дикость, но сегодня группы собирают лайки на фейсбуке, чтобы подписаться на лейбл. Лейблу не важен музыкальный материал, ему важно, сколько у тебя лайков стоит! А ведь лайки не свидетельствуют о популярности. Сколько лайков на фейсбуке у «Кассиопеи», к примеру? Тысяча? И мы будем говорить о том, что это плохая группа? Это одна из самых самобытных групп Беларуси!

KYKY: Так может, проблема не в том, что белорусские группы плохие, а в том, что белорусские слушатели не ставят лайки?

А. Ч.: Белорусские слушатели вообще достаточно пассивны. Должно пройти время, чтобы люди поняли: нужно хотя бы минимально думать, зачем человек то или это поёт. Думать о музыке — нестандартно для человека, воспитанного пост-советской музыкой, которая играет из радио, из других ретрансляторов. Люди с фейсбука просто не усваивают сложные тексты.

Фейсбук — это вообще замкнутое пространство, культурное гетто, где все варятся, лайкают, френдят и удаляют из друзей, оставляют гадкие комменты. Все скандалы перекочевали в фейсбук — и это большое зло. Люди разучились говорить друг другу в глаза, что они думают.

KYKY: Может, у тебя такая обида на фейсбук из-за того, что он во многом заменил людям журналистику? Лайк — это ведь та самая попытка найти подтверждение своей мысли, о которой ты говорил.

А. Ч.: Это не обида, мне просто очень жаль, что так происходит. Соцсети — это информационный шум, свалка никем не проверенной информации. Но тенденция в самом деле такова, что они постепенно заменяют людям прессу. Люди разучились верить фактам, они верят слухам. С советских времён ещё заведено: если написали в газете, значит, это правда, и по-другому быть не может. А когда «Комсомольская правда», к примеру, пишет про каких-то непонятных людей и называет их звёздами, я не понимаю, на каком основании это делается. Иногда создаётся впечатление, что существует какой-то параллельный мир, параллельная реальность, благодаря которой эти люди где-то там, далеко, в другой галактике становятся звёздами, а ты об этом узнаёшь из «Комсомолки». Ведь эти люди никогда не продавали своих дисков, никогда не собирали больших площадок, о них, по сути, никто не знает.

KYKY: А почему в Беларуси до сих пор нет достойного агрегатора новостей? Почему тот же tut.by от агрегации всё активнее переходит к написанию текстов «на тематику tut.by»?

АЧ: Tut.by полностью заверчен на бабле, на рекламе. Иногда заходишь на главную страницу tut.by, смотришь топ новостей — а там только рекламные тексты, «скидки на Peugeot» и всё такое. Делаешь скролл — там сплошной баннер, делаешь второй — «Новости компаний». Для меня tut.by просто не существует как информационная площадка, потому что я не могу найти там новости. Я не могу читать tut.by, потому что я ему не верю. Я не знаю ни одного настолько безответственного ресурса, который позиционирует себя как СМИ. На tut.by я нахожу кучу недостоверной информации, кучу непрофессионализма, кучу банально невычитанных текстов. Пускать в работу невычитанные тексты — это словно сесть есть и не помыть руки.

KYKY: А почему никто не сделает информационный агрегатор с нуля?

АЧ: В Беларуси не привыкли работать на перспективу. Если делают бизнес, то он должен приносить какие-то плоды, если не сразу, то хотя бы через год. СМИ — бизнес изначально невыгодный, ни для кого это не секрет. Чтобы вкладывать в СМИ, нужно быть либо человеком, преданным этому делу, либо откровенным идиотом.

Аливария «Белое Золото» — 22.200

Жатецкий Гусь тёмный — 24.900

Пиццерия «Sole Mio» (просп. Революции, 43а)

И снова пиццерия — очевидно, они пользуются особой народной любовью борисовчан. Стены украшены фотографиями достопримечательностей мировых городов, из колонок раздаётся популярная песня про большой воздушный шар. Между рядами столиков с огромным мусорным пакетом бродит объёмная уборщица, её лицо перекошено то ли от испуга, то ли от ужаса созерцания местной публики.

Меню нам приносят со второго раза; официантка, заметив, что я фотографирую местные интерьеры на мобильный, решила, что мы «уже давно тут отдыхаем», и подходить к нам не спешила. Пиво «Аливария» соседствует в меню с пивом «Оливария»; на странице коктейлей глаз цепляется за «Флаг Беларуси» (водка и два сиропа, красный и зелёный). Список безалкогольных коктейлей едва влезает в отдельную страницу, нейминг достоин отдельного упоминания: «Секси», «В гостях у сказки», «Троянский конь». Последний, видимо, призван подорвать организм изнутри. Мы на названия коктейлей не покупаемся; заказываем пиво и крылышки.

KYKY: Почему в белорусской музыке нет суперзвёзд, о которых хотели бы читать все?

А. Ч.: Нужно делать скидку на эпоху. Из-за информационного шума группе сейчас нужно приложить немного больше усилий, чем нужно было раньше.

KYKY: А СМИ в Беларуси способно создать звезду? Я сейчас говорю не о телевидении.

А. Ч.: Если мы говорим про конкретных тренд-сеттеров, то их в Беларуси нет. В Беларуси нет таких журналистских величин, чтобы человек сказал: «Вот это звезда» — и музыкант тут же стал звездой. Здесь нет шоу Дэвида Леттермана. Вот я скажу, что группа Rise in Rage — это круто, и мне поверит только определённая масса людей, которые мне доверяют, как редактору крупнейшего музыкального портала страны. Ну, скажет то же самое Таня Замировская, скажет Сергей Будкин, Дима Безкоровайный — но за ними не пойдут массы.

KYKY: А почему группы не становятся народными? Уровня не хватает?

А. Ч.: У нас нет людей, которые скажут: «Привет, ребята! Мы вот такая группа, и мы делаем музыку для всех». Не конкретно для хипстеров, например, или для качков, а для всех! Но люди сами для себя определяют: «Вот это наша целевая аудитория, а это нет». В итоге каждый живёт в своём гетто. Важно понимать, на каком языке говорит та или иная аудитория, и уметь разговаривать со всеми. Тогда не будет стоять вопрос, что в андеграунде, а что глубоко варится. «Серебряная свадьба» — это ведь изначально тоже был андеграундный проект. Посмотрите, до каких высот это всё выросло и как сейчас воспринимается.

Вот электронщик Deech делал презентацию клипа на «Афише-Волне» и заявил: «Белорусские СМИ про нас мало пишут, внимания на нас не обращают, поэтому для белорусов единственный шанс — это засветиться где-то в России, вот тогда мы становимся чем-то значимым». Люди, которые предлагали Deech сделать презентацию на 34mag.net, Ultra-Music, слышали в ответ: «А чё, лучше на „Волну“, там круче, понтовее».

Когда есть конкретный информационный повод — везде зелёный свет! Записал новый трек? Вышел клип? Пиши нам, и мы напишем про тебя. Конечно, мы не будем писать про то, что ты собираешь деньги на новый альбом — мы не занимаемся благотворительностью.

KYKY: Но раз везде зелёный свет, почему на Ultra-Music появляется один материал в неделю, а не десять? У нас так мало хороших групп?

А. Ч.: Ultra-Music существует в том оптимальном виде, в котором он сейчас может существовать. Нужно понимать, что Ultra-Music — некоммерческий проект. Я никогда не заявлял, что мы — пример образцовой журналистики. Ultra-Music — это образцовый пример бесплатной журналистики. Всё держится на энтузиазме. Когда мы открываем для себя новых музыкантов, мы делаем всё для того, чтобы двинуть их немножко дальше. Не все музыканты даже имеют представление о том бэкграунде, который Ultra-Music для них делает.

К нам прилетают крылышки, измазанные странным соусом и горячие, словно ад.

А. Ч.: Крылышки — говно. Они их варили, наверное, а не жарили. Я лучше готовлю. Больше всего в жизни я не люблю, когда у меня грязные руки, я стараюсь всегда держать их в чистоте. Эти крылышки этому никак не способствуют.

KYKY: Это касается и журналистики?

А. Ч.: Наверное. На подсознательном уровне. Зачастую журналистикой занимаются люди, которым вообще стоит от неё держаться подальше. Взять, к примеру, Мартиновича. Да, он видная персона, он очень крут в определённых аспектах, очень много делает для белорусской культуры. Но вот Мартинович в своей колонке признаёт, что он далёк от музыки, и при этом пишет, что Brutto — это хорошо. Не понимаю, зачем писать колонку про музыку, если ты открыто признаёшь, что ты в этом не смыслишь? Человек читает, думает: «Так я тоже не смыслю, и мне тоже нравится, круто, чё». Из-за этого же нивелируется смысл каких-то действительно хороших текстов.

Про Brutto я отдельно хочу сказать. Я для kyky.org даю торжественный обет: сегодня я в последний раз публично говорю о группе Brutto.

Давайте допустим, что этот проект создаёт не Сергей Михалок, а какой-то человек, который не имеет никакого веса в медийном пространстве. Что мы слышим? Плоский звук, детские клавиши, детские тексты, куцый посыл. Если мы аппелируем к хардкору, к панку, то, извините меня, где звук? Где агрессия? Где эмоция? Панк создавали люди, которые сами по себе медийными единицами на тот момент не являлись, люди, которые просто выходили на сцену и ебашили так, что человек, стоящий в толпе, охуевал от того, что происходит. Здесь всё происходит с точностью до наоборот: вес медийной единицы давит настолько, что принимается абсолютно безликий куцый продукт. Как поп-культурное явление я Brutto принимаю, и это хорошо, это интересно, это имеет право на существование. Но не нужно путать понятия. Мяч-грач? Гири? Ну, ребята. Этот продукт имеет отношение к поп-культуре, но не имеет никакого отношения к культуре музыкальной. Отстаньте от музыки, пожалуйста.

KYKY: А Михалок хоть когда-то в своей карьере был именно музыкальным явлением?

А. Ч.: Михалок был интересен в момент, когда его творчество представляло собой качественную провокацию на попсу. Вроде как поп-музыка, вроде для масс, но вроде и для интеллигенции, которая понимает, что человек где-то стебётся в глубине души. Лучший альбом Михалка — «Весёлые картинки». А лучшая песня, которая была написана Михалком, это «Зорачкі». Это действительно очень важная песня для Беларуси. Песня, которую знают и поют массы, и которая действительно ставит конкретный вопрос о самоидентификации. «Не быць скотам» — это очень крутой арт-проект, литература здесь пересекается с какой-токричалкой-речёвкой, и в единичном порядке это очень интересно. А вот «Матрёшка» и «Рабкор» — это невозможно слушать! Словно ребёнок в детском саду вышел читать стих, и учительница красиво подыгрывает ему на пианинке, а он где-то не попадает в такт. Вся эта нелепость сначала вроде как умиляет, а потом начинает подз..бывать.

KYKY: Может, это тоже провокация? Может, весь Михалок — это провокация вот уже на 25 лет, и Brutto — просто естественное продолжение? Что изменилось?

А. Ч.: Да ничего не изменилось, по сути.

KYKY: Откуда тогда такой взрыв обсуждений и эмоций?

А. Ч.: Риторика Михалка всё время вела к тому, что он создаёт новый продукт, арт-брут, и что этот продукт должен всё перевернуть. Когда люди ставят планку повыше, как некий акт искусства, к ним появляются завышенные требования. Если вы говорите о том, что вы действительно арт-объект, соответствуйте этому. Гудилин вот тоже арт-объектов настроил, уже и непонятно, в чьём арт-объекте мы живём. Возможно, вся Беларусь существует в арт-объекте Гудилина.

KYKY: Но ведь арт-объект не обязательно должен быть красивым, правильным, даже не должен кому-то нравиться, в конце концов.

А. Ч.: Но здесь не хватает конкретно энергетики, эмоций. Музыка, если это музыка, обязана быть эмоциональной. Если нет — это просто выхлоп. Как в спортивном зале снять трусы и походить перед пацанами.

А пока нам несут счёт, в зале звучит «Метелица» «Ляписа Трубецкого».

Аливария Портер — 24.500

Аливария Белое Золото — 27.000

Крылья к пиву — 28.000

Ирландский паб (ул. Ватутина 32а)

«Ирландский паб», открытый на месте бильярдного клуба «Карамболь» — вне всяких сомнений, лучший бар Борисова: большие удобные столики, телевизоры с футболом, отличный выбор фоновой музыки, удачно оформленное и не менее удачно наполненное меню. Таких пивных ресторанов ещё и в Минске надо поискать. Клуб соседствует со стадионом «Городской» клуба БАТЭ, так что раньше сюда то и дело набивались фанаты, и местные, и приезжие. Теперь БАТЭ играет на новеньком красавце в Печах, так что клиентуры в пабе, казалось бы, должно поубавиться. Но нет: студенты здесь смотрят футбол по телеку и хлещут «Guiness» без закусок, пенсионеры выбираются сюда «в люди», гламурные девочки попивают сладкие коктейли, брутальные мужики участвуют в конкурсах на скоростное заливание пива внутрь тела, интеллигенты приходят послушать живую музыку. Нравится здесь всем.

Мы решаем завершить путешествие хорошим виски, благо выбрать в пабе есть из чего: в меню полтора десятка сортов виски на любой вкус. Выбор пива ничуть не хуже. На экранах мюнхенская «Бавария» разделывает очередных середнячков бундеслиги, а на сцене играют минские блюзмены Cross B.Band. Гитарист Сергей Смирнов выделывает на своём «Телекастере» всяческие фокусы, выбегает к первым рядам зрителей — короче, даёт жару.

А. Ч.: На Akute здесь был слэм. Вышел на танцпол сорокалетний фанат Сява, такой мужик в плечах, маленький, коренастый: «Давайте, пацаны!» — и пацаны дали! Не представляю, что здесь было на «Дай дарогу». Здорово, что в Борисове появилось место с хорошим выбором алкоголя, со своей тусовкой. Год назад я просто зашёл на местную дискотеку, «Сити» — у меня периодически бывает такая потребность окунуться в эту неизвестность. Ребята, которые учились в школе на два-три года младше меня, сидели в VIP-помещении и пели все эти «Там, где клён шумит». А я к ним подошёл спросить, есть ли в Борисове сейчас хоть какая-то локальная сцена. И вот она появилась, здесь. Тут уже своя культура.

KYKY: Мы, кстати, привыкли ограничиваться Минском. А может, например, Борисов стать музыкальным центром страны?

А. Ч.: Нет, в ближайшее время такого не произойдёт. Есть локальные движухи в городах — в Солигорске, к примеру, — но всё это частные инициативы. Группы, которые появляются в глубинке, за редким исключением представляют собой кальку чего-то очень некачественного, пародию, в тысячу раз хуже оригинала. Вся музыкальная жизнь крутится вокруг областных центров. В Витебске есть активные ребята, Могилёв всегда был очень сильным городом: Akute, Nizkiz, John Doe, теперь вот «ЛСП» — при хорошем менеджменте ребята через год-полтора будут во Дворце спорта. Гомель — метал-столица Беларуси. И Никита Васильев, (((О))) — это то, что прорвало вакуум в электронной музыке. Сейчас Никита своим примером показывает, что электронная музыка может быть не только для узких кругов. Брест — это «Дай дарогу», их можно уважать хотя бы за то, что они гнут свою линию уже хер знает сколько. Читаю ранние интервью Стыльского — он там гнобит всех, говорит: «Это мы должны были брать „Рок-корону“! Мы самые крутые в Беларуси! Сейчас мы играем по подвалам в Бресте, но скоро будем рвать!» И ведь рвут, добились! Это панковская настырность, это настоящая музыка для масс, бытовуха для тебя, меня и для пацана из соседнего подъезда. Это неисправимая бардовская традиция пост-совкового общества.

KYKY: А профессионализм белорусских музыкантов растёт?

А. Ч.: Вспомнил, как я был на концерте Dead Silence Hides My Cries в Могилёве, на премии Belarusian Underground Awards. Это ребята, которые собирают в клубе Re:Public 900 человек по билетам. На басу у Dead Silence Hides My Cries играет американец, и перед концертом все, конечно, пытались его напоить, почему-то занимались с ним армреслингом. И вот этот чувак выходит на сцену, пьянющий в дупель — и несмотря на то, сколько он выбухал, несмотря на то, что он переборолся со всеми на руки, он самый профессиональный музыкант на всей этой премии! Он делает всё именно так, как должен делать. Потому что он реально оценивает свои силы. Он знает, что даже если хлебнул лишнего, сейчас выйдет и с закрытыми глазами всю эту ..уйню за..башит.

KYKY: А как стать настоящим профессионалом в стране, где люди не зарабатывают своей музыкой? Кушать ведь надо.

А. Ч.: Ничто не берётся из ничего. Если ты выходишь выступать, то никаких полумер быть не должно. Не надо думать, что если на твой концерт просто пришли ребята, которых ты знаешь, то ты можешь валять дурака, ковырять в носу или шутки неудачные шутить. Каждое выступление должно быть как последнее. Публика всегда чувствует искренность.

KYKY: А как тебе новость, что Super Besse подписались на английский лейбл LouderThanWar и издадут там альбом?

А. Ч.: Круто! Знаешь, я никогда не скрывал, что очень скептически отношусь к Super Besse. И я своего мнения не меняю, для меня Super Besse — это просто некачественная компиляция из того, что было раньше. Но если у них что-то получается, это очень хорошо. На Ultra-Music, даже если изначально мы считаем кого-то недостойными нашего внимания, но люди доказывают обратное, мы не будем их игнорировать.

KYKY: А кого ещё, как и Super Besse, должны поскорее хватать лондонские лейблы?

А. Ч.: Я очень бы хотел, чтобы Port Mone записались на очень крутом лейбле, а не просто крутом. Port Mone — это лучшее, что случалось в белорусской музыке за долгое время. Во всём, что делает Илья Черепко, есть очень большой потенциал, есть особая энергетика — и в «Кассиопее», и в «Петле Пристрастия». Гродненская группа Earworm — это круто, там прослеживаются ноты Sonic Youth из 80-х. Их бы только записать хорошо. Akute, наконец — с ними всё хорошо, у них очень большие перспективы.

К нам присоединяются старые Сашины друзья Олег и Андрей — в бар они заскочили отметить неуклонно приближающуюся свадьбу Олега. Вечер окончательно превращается в цветастый балаган.

Олег: Ну мы всегда ведь п...ато отдыхали, да?

А. Ч.: Особенно в последний раз! Заходит мой друг в квартиру, в квартире светомузыка играет — а мы уже набухались и в трусах танцуем! Это всё на гей-вечеринку похоже было, наверное. Друг заходит: «Ой б...ть… Куда я попал вообще?»

В этот вечер в трусах мы решили не танцевать, но наотдыхались крепко. Пиво сверху на виски, трэш, угар, дымное автомобильное караоке — и мы собираемся домой.

Виски Glemorangie Lasanta — 82.000

Пиво Kilkenny — 64.000

А дорога наша — через весь город.

А. Ч.: Блин, я такой кайф ловлю, когда я в Борисове! Тут такая девственная чистота! Все эти дома, весь антураж, этот песок под ногами — как по пустыне идёшь. Вот в этом доме моя первая учительница живёт, когда я её встречал тут, она меня грушами угощала. А вот это самая крутая горка, самое главное на ней было — не заехать в тот двор напротив, потому что он был заброшенный, и там собаки водились дикие. Сейчас тут уже не катается никто. А на кладбище мы в казаков-разбойников играли постоянно. Один чувак как-то с дерева спрыгнул и разрезал себе животик об ограду. Я ему звоню потом, в футбол зову играть, трубку поднимает его младший брат: «Он уже никогда больше в футбол не будет играть». На самом деле всё обошлось, только шрамик остался.

Я на самом деле люблю такую погоду. Это погода двух Томов — Йорка и Уэйтса. Уэйтса нужно включать, когда ты…

KYKY: Домой идёшь под вискарём.

А. Ч.: Нет, его надо девушке на ушко петь. (Поёт): «Айлл шут зе муууун райт оф зе скааай фо ююююю бэйби». И главное, чтобы она понимала, о чём ты поёшь! Чтоб вы на одной волне были… Да выключай диктофон уже, бог с ним!


Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
29.11.14 К Рождеству и Новому году БЖД назначит более 70 дополнительных пар поездов межрегиональных линий.
К Рождеству и Новому году БЖД назначит более 70 дополнительных пар поездов межрегиональных линий.

В первую очередь дополнительные поезда они будут курсировать по наиболее востребованным направлениям, сообщает «Интерфакс».

Как сообщает пресс-центр Белорусской железной дороги, наиболее востребованных направлений три: «Минск — Брест — Минск», «Минск — Гомель — Минск» и «Минск — Витебск — Минск». Кроме того, в праздничный период дополнительные поезда также свяжут между собой Витебск и Могилев, Минск и Полоцк, Минск и Пинск.

— Поскольку максимальный пассажиропоток ожидается 24, 25, 30 и 31 декабря, большая часть из назначаемых дополнительных поездов будет курсировать по белорусской магистрали именно в эти дни, — отметили в пресс-центре. — Кроме того, в составы поездов межрегиональных линий, уже курсирующих по данным маршрутам, будут включаться дополнительные вагоны.

Более подробную информацию о времени отправления назначенных дополнительных поездов можно будет получить на сайте БЖД, а также в железнодорожных кассах и по телефонам справочных служб.


Категория: Новости | источник: borisovnews.by | обсудить | Печать
28.11.14 В Борисовском районе прошли мероприятия, посвященные 202-й годовщине переправы в ноябре 1812 года армии Наполеона через Березину

В Борисовском районе 27 ноября прошли мероприятия, посвященные 202-й годовщине переправы в ноябре 1812 года армии Наполеона через Березину.

Официальная церемония начилась с возложения венков к мемориальным памятникам и коллективным захоронениям французских солдат на кладбище деревни Студенка в Борисовском районе, что на левом берегу Березины. Участники побывали на местах захоронения на Брилевском поле, около деревни Веселово на правом берегу Березины.

Кроме того, были возложены венки к русскому, советскому памятникам и к памятному знаку Бокура.



Категория: Культура | источник: http://vborisove.by/ | обсудить | Печать
28.11.14 После заключительного футбольного матча сезона на Борисов-Арене борисовчане увидят праздничный фейерверк

В воскресенье, 30 ноября, БАТЭ проведет заключительный в нынешнем чемпионате матч на родной земле. Он имеет очень звучную вывеску: досрочный победитель турнира примет принципиального соперника – солигорского «Шахтера», который борется за бронзу.

Приглашаем болельщиков «желто-синих» посетить этот поединок, который пройдет на борисовском городском стадионе и начнется в 14.00. Давайте простимся с сезоном красиво! Очень хотелось бы увидеть заполненные до отказа трибуны, оказывающие классную поддержку любимой команде и воздающие ей должное за все приятные мгновения уходящего года! Только вместе мы можем создать настоящий футбольный праздник!

Отметим, что пришедших на игру зрителей ждет развлекательная программа. На протяжении 20 минут до матча и после финального свистка свои лучшие песни исполнит популярная белорусская группа «Тяни-Толкай», а напоследок собравшиеся увидят праздничный фейерверк.


Категория: Спорт | источник: http://edinstvo.by/ | обсудить | Печать
27.11.14 По улицам Борисова разъезжал грузовик, выпуская клубы дыма

Необычное видео прислал в редакцию auto.onliner.by один из читателей сайта. Вчера в Борисове грузовой автомобиль ГАЗ выпускал огромное количество дыма, передвигаясь по центральным улицам города. В результате видимость была сильно снижена.

Густая пелена заполнила улицы города, в некоторых случаях даже заставляя встречных водителей прижимать свои машины к обочине, фактически лишая какой-либо видимости. Пешеходы, в свою очередь, буквально «растворялись» в клубах выхлопного дыма.


Категория: Борисовчане | источник: http://vborisove.by/ | обсудить | Печать
27.11.14 Виктор Гончаренко: "У Лукашенко потрясающая аура. Он лидер и полностью уверен в себе"

Бывший главный тренер БАТЭ Виктор Гончаренко в беседе на российском "Радио Команда" рассказал о своем знакомстве с Лукашенко, своей мечте и самом сильном футболисте, с которым ему довелось работать.

«Учить английский? 4 раза пытался, и все попытки обернулись провалом. Испанский и немецкий? Да, испанский мне ближе. У меня есть испанский помощник, который работал со мной в «Кубани».

«Возглавить сборную России? Если поступит предложение, то будем разговаривать. Но зачем об этом говорить, если мне звонка из РФС не будет. Думаю, первый звонок будет Леониду Слуцкому».

«Сейчас у БАТЭ пошел новый этап возрождения. Строится новая команда. И я ушел в тот момент, когда моя команда уже иссякла».

«В БАТЭ в футболиста могло лететь все, что у меня под рукой. В «Кубани» у меня были жесткие разговоры с некоторыми игроками. Но один на один. Вообще я стараюсь сглаживать конфликты».

«Самый сильный игрок, с которым мне приходилось работать – Александр Глеб хоть и не в лучшие годы был под моим руководством. Каборе и Попов. Я Попову говорил, что его уровень – это не чемпионат России, а выше.

«Сформулировать мою мечту? Могу сказать, к вопросу о победе в Лиге чемпионов. Когда я только пришел в дубль БАТЭ у меня взяли интервью. Я тогда сказал, что хочу играть в группе Лиги чемпионов. И через два года мы попали в группу».

«Слова Уткина: «Картофельная душа»? Все мы иногда за какие-то рамки. Каждый должен заниматься своим делом. Уткин тогда комментировал, а я тренировал. Я тогда ремарки Василия Уткина просто не брал в голову»

«У Лукашенко потрясающая аура. Он лидер и полностью уверен в себе. От него идет положительная энергетика. Мы общались с Лукашенко, когда была процедура закладывания капсулы при начале стройки нового стадиона в Борисове»


Категория: Борисовчане | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
27.11.14 В Борисове планируются поэтические волнения

30 ноября в доме-усадьбе И.Х. Колодеева пройдет литературный вечер борисовского поэта Александра Левши. 

Встреча будет состоять из трех частей: авторские монологи, диалоги о поэзии с гостями и «личное», где можно будет прочесть или спеть что-то свое. Зрителям советуют приносить блокноты, планшеты, гитары, а также предлагают воспользоваться роялем. При желании можно будет услышать профессиональную и любительскую критику в адрес своего творчества.

Поэт Александр Левша

Александр Левша двадцать лет назад создал литературно-музыкальный клуб «Ковчег», членами которого были люди разного возраста и профессий. Клуб устраивал встречи и вечера, собирались полные залы. Эти старые фотографии – оттуда. Где-то есть дневник «Ковчега», там и статьи, и отзывы зрителей, и уникальные снимки событий того времени, где творческая жизнь еще бурлила в Борисове. Потом она как-то обмелела. О причинах и состоянии этой самой жизни также пойдет речь на вечере. Кстати, есть надежда, что дневник «Ковчега» будет извлечен с антресолей и явлен миру 30 ноября со всем своим содержимым.


90-е, литертурная встреча в библиотеке


90-е, презентация сборника поэзии "Солнцебиение сердца", ГДК


90-е, литературно-музыкальная постановка по "Маленькому принцу", ГДК

Почему Левша будет читать свои стихи в усадьбе, а не, например, в более книжном месте типа городской библиотеки? А потому, что здесь красиво и атмосферно. И вполне себе книжно. Предыдущий хозяин (г-н Колодеев) собрал огромную библиотеку, нынешний (имя называть не будем, он человек скромный) тоже литературу ценит, уважает и коллекционирует. В конце августа сюда приезжали поэты Александр Морозов и Александр Ключников, здесь периодически собираются для обсуждения своих рабочих вопросов члены литсоюза «Полоцкая ветвь». Место для чтения поэзии и бесед о литературе самое подходящее – уютные гостиные, кафе. Интерьер восстановлен в стиле начала двадцатого века. Пожалуй, единственное в прекрасном городе Бэ историческое здание, которому повезло вернуться к своему облику внешне и внутренне. 

А вот имеется ли в городе Бэ публика, которой нужна вся эта поэзия вместе с поэтами? На этот и другие вопросы ответил Александр Левша.

- Отличается ли Борисов-литературный середины 90-х от Борисова сейчас?

- Литературный Борисов 90-х был ярче. Было литературное движение, выраженное в публикациях, полемике, клубной работе, литературных вечерах и поэзоконцертов, издании сборников стихов. Существовало поле, втягивающее в себя новых авторов. Литературный Борисов сейчас требует реорганизации, поиска и открытия новых молодых авторов. Творческое поле ослаблено.

- Испытывают ли люди необходимость слышать и слушать поэзию?

- Думаю, что всегда будут люди, которым нужна поэзия. И слышащие будут и есть. Эти люди образуют ту, настоящую творческую элиту общества, в которой живет потребность вечного стремления к идеалу, к осознанному и интуитивному стремлению к Истине.

- Есть ли сейчас в Борисове место(места) и аудитория, где хочется произносить поэзию вслух и говорить о ней? 

- Пожалуй, места такого нет или я о нём не знаю.

- Как много новых авторов вам сейчас встречается в публичном пространстве? 

- Новых авторов много. А вот авторов, которых хотелось бы периодически перечитывать, всегда с удовлетворением, на мой взгляд, не густо.

- Нужна ли нашему городу литературная среда или сообщество? Кому это может быть полезно? Нужно ли это вам? 

- Среда нужна, прежде всего, творящим. Не хотелось бы преувеличивать интерес большинства горожан к серьёзной глубокой литературе. Сегодня общество склонилось в большей своей массе к материальному удовлетворению потребностей... Кому может быть полезно искусство?.. Тому, кто пробужден.

- Как вы думаете, кто придет на встречу в воскресенье? Какие у вас лично ожидания?

- Придут те, кто живя в миру, понял, что нужно искать не смысл жизни... который по сути не может существовать, поскольку жизнь бесконечно больше попытки ограничить её смыслом... Придут те, кого не смысл интересует, но Душа, Путь Души, Истина - Бог. Ожидания... Никаких ожиданий нет. Я с радостью приму реальность. Придут те, кому необходимо жить настоящим.

В общем, если у вас, дамы и господа, есть необходимость в прослушивании и созерцании поэзии «живьем» на фоне исторических интерьеров, приходите. Если есть, что сказать про бесполезность поэта или, наоборот, про страшную пользу навыков стихосложения для человека – тем более, приходите. А то тут некоторые говорят, что после тридцати лет стихи писать стыдно. И, вообще, что это за занятие такое – поэт. Вот программист или лесоруб – совсем  другое дело. А поэт - это что?


Марк Лотман и ивент-сообщество «Борисовская мыза». Фото из личного архива Александра Левши

Категория: Культура | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
27.11.14 «В Борисове можно неплохо экономить: здесь нечего делать в выходные»

Молодые люди из разных городов Беларуси рассказали CityDog.by о своих заработках и тратах. В обзор о том, сколько стоит жизнь за пределами Минска, попал и Борисов.

О жизни в Борисове рассказала Ксения, системный аналитик: «О зарплате в городе могу говорить уверенно, потому что работаю в IT-компании, которая обслуживает большинство предприятий города Борисова: от 3 500 000 до 5 000 000 рублей, для молодых специалистов – от 2 000 000. Проживете ли вы на эти деньги или нет, зависит от того, есть ли у вас свое жилье. Цены на «однушку» в Борисове – 200 долларов. Собственная квартира – одна из причин, по которой я вернулась в родной город после обучения в столице. Еще одна статья экономии – на работу можно ходить пешком. Сколько получаю, не признаюсь, но могу сказать, что годам к тридцати моя зарплата будет равняться 1 000 долларов.

Еда – не основной пункт моих расходов. Хотя готовлю я себе сама. Цены на продукты у нас те же, что и в Минске, даже магазины одинаковые: «Корона», «Евроопт». Около половины зарплаты трачу на одежду – в Борисове, в Минске, заказываю из Китая – и оплату связи, часть заработанного уходит на выплаты за смартфон и планшет, покупала в рассрочку. 10% – коммунальные расходы. Что касается цен на разного рода услуги, то, к примеру, стрижка стоит 90 000 рублей, маникюр шеллак – 110 000 рублей. Чек в кафе будет на 50 000 – 70 000 рублей меньше, чем в среднем минском.

В Борисове можно неплохо экономить: здесь нечего делать в выходные. Ни театра, ни достойных курсов. Есть кафе, клубы и кино, но это не то, что мне нужно. Мы с парнем выбираем путешествия по Беларуси. Так что я не скучаю. Работа мне нравится, в будни она не оставляет много свободного времени, а на выходных – поездки. Абсолютно не принципиально, из какого города – из Минска ли, из Борисова ли – ехать в Слуцк или Толочин».

Справка:

Население Борисова: 145 659 человек. Средняя заработная плата в Минской области – 6 402 185 (октябрь 2014 года)


Категория: Борисовчане | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
26.11.14 Турецкие бизнесмены раскрыли тайны следствия по делу гендиректора «Борисовдрева»

По неизвестным причинам следствие по делу генерального директора ОАО «Борисовдрев» Владимира Мальцева «забыло» допросить одних из самых важных свидетелей — представителей турецкой компании Bersey. Об этом стало известно в ходе очередного судебного заседания в Минском областном суде. 

Не означает ли это, что орган уголовного преследования, вопреки требованию законодательства, обстоятельства уголовного дела исследовал неполно и необъективно?

Напомним, по оценкам следствия, ущерб от противозаконных действий гендиректора Мальцева составил порядка 18 миллиардов рублей. Львиная доля «вреда» — 953 тысячи евро, согласно обвинительному заключению, приходится на реализацию двух контрактов с турецкой компанией Bersey. По первому (заключен 23 марта 2011 года) турки поставили оборудование для котельной предприятия на сумму 5,4 млн. евро. По второму (от 16 мая 2013 года) — они участвовали в монтаже этого оборудования (сумма контракта — 1,6 млн. евро). 

По выводам следствия, компания Bersey незаконно была допущена к тендеру на поставку оборудования и с ней незаконно заключили как первый, так и второй договор. В списке претензий также поставка оборудования не в срок и предоставление не в полном объеме необходимой технической документации. Да и вообще, мол, турецкое котельное оборудование не годится для эксплуатации в белорусских климатических условиях. Ко всему, следствие обвинило Мальцева в лоббировании интересов компании Bersey. 

Логично предположить, что при таком «наборе» обвинений следовало под протокол поинтересоваться и позицией турецкой стороны. Тем паче, что граждане Турции с момента реализации проекта по модернизации объекта «Энергоисточник на местных видах топлива» постоянно находились на территории Беларуси. От следствия не скрывались в Стамбуле, готовы были ответить на любые вопросы и представить необходимые документы, в том числе и те, которых странным образом не оказалось в материалах уголовного дела. 

Недоработку следствия пришлось устранять в суде. Адвокат Дмитрий Горячко еще в самом начале судебного процесса заявил ходатайство о вызове в суд для дачи свидетельских показаний представителей компании. Судья Валентин Вердыш ходатайство удовлетворил. 

Руководство компании Bersey прилетело из Стамбула в Минск в начале прошлой недели. Однако из-за проблем с профессиональным переводчиком с соответствующей квалификацией допрос граждан Турции проводился 24 и 25 ноября. 

Показания суду дали генеральный директор и соучредитель компании Bersey Юзеир Елмаз, директор по экспорту Али Елмаз и бизнес-консультант и переводчик Наджие Мертоглу. 

К месту заметить, что турецкая сторона была готова организовать доставку в суд любого специалиста компании. В числе возможных свидетелей, готовых дать показания, был и технический директор Нурсел Ерол, осуществлявший контроль за ходом работ на «Борисовдреве», но его в зал заседаний не пригласили.


Cлева направо: Нурсел Ерол, Наджие Мертоглу, Юзеир Елмаз и Али Елмаз. 

Почему котельная не дала пар к 7 ноября 2013 года? Версия Bersey 

Если суммировать показания представителей турецкой компании, то они практически полностью опровергают все выводы следствия, касающиеся сроков поставки оборудования и предоставления технической документации. 

Юзеир Елмаз подтвердил, что контракт на поставку оборудования не был выполнен в срок. «Но на всё есть свои причины»,— заметил он. 

По его словам, деньги, которые компания должна была получить от белорусской стороны после подписания первого контракта, приходили с опозданием на восемь-девять месяцев. Еще одна причина задержки была связана с особенностью футуровочного материла для внутренней отделки котлов, который используется в подходящих погодных условиях. 

«Поэтому мы попросили у заказчика отсрочки для его поставки. «Борисовдрев» дал нам такую отсрочку», — сказал глава турецкой компании. 

Часть оборудования по заказу турецкой компании изготавливалось в Европе. «Но на сроках его выполнения сказались летние каникулы производителя, поэтому мы по согласованию с «Борисовдревом» планировали завершить поставку оборудования к 15 сентября, но несколько превысили срок», — отметил господин Елмаз. 

По озвученным в суде документам, последняя фура с оборудованием для котельной прибыла в Борисов 27 сентября 2012 года. Что, впрочем, не оказало особого влияния на дальнейшее развитие событий, связанных с его монтажом. А это отдельная история… 

В итоге же получилось так, что кроме турецкой компании Bersey некому было заниматься монтажом оборудования. «Борисовдрев» дважды объявлял тендер на этот вид работ. Белорусские компании его проигнорировали. 8 января 2013 года комиссия предприятия признала победителем единственного участника — турецкую компанию Bersey. Однако 26 февраля того же года на совещании в Министерстве архитектуры и строительства с участием замминистра Сергея Ласточкина было принято решение о признании тендер несостоявшимся. 

Об этом суду сообщил Али Елмаз, который присутствовал на том совещании. Примечательно, что уже дававший в суде показания свидетель Ласточкин утверждал, что ему «удалось убедить турок, чтобы они провели монтаж оборудования котельной без оплаты». 

Али Елмаз опроверг заявление замминистра. Он сообщил, что непонимание возникло после критики в адрес компании Bersey по поводу якобы завышенной стоимости услуг. «Представитель строительной организации (генподрядчик стройтрест № 21. — В.Ф.) заявил, что работы по монтажу он выполнит за треть той цены, которую предложили мы, — сказал свидетель, — Более того, манера обращения с нами достигла уровня оскорблений. Я хотел уйти с этого совещания. Потом я позвонил в головной офис, сообщил о положении дел и мы приняли решение вообще отказаться от монтажных работ. Об этом письменно на английском языке я сообщил заказчику — «Борисовдреву». 

Правда, турецкая сторона все же приняла участие во втором тендере на монтаж оборудования. И снова в одиночестве. Почему стройтрест № 21 не подал документы, Али Елмаз не смог даже предположить, но заметил: 

«Не могу знать, не мне судить, но если бы эта компания сделала нормальные дороги и подъезды к строительной площадке, то этого уже было бы достаточно. Мы начинали монтаж — дороги не было, мы вели монтаж — дороги не было, что мешало работе крана и другой техники. Она (дорога. — В.Ф.) появилась, когда работы закончили». 

Что касается необходимой технической документации, то, по словам свидетеля, она передавалась белорусской стороне в полном объеме. 

«Наша компания на рынке с 1979 года, — сказал Али Елмаз. — Мы успешно работаем во многих странах Европы и в России, и нигде от нас не требовали столько документов, как в Беларуси. Белорусской стороне мы передали в десять раз больше документов, чем требовалось для проведения проектных работ. В то же время мы всегда к таким требованиям заказчиков относимся с уважением и стараемся оперативно решать проблемы». 

Договор с турецкой компанией на монтаж «Борисовдрев» заключил 16 мая 2013 года. Что этому факту предшествовало, пояснил глава компании Юзеир Елмаз: «Когда государство обратилось ко мне с просьбой поскорее завершить работы на объекте, я не мог отказать. Ко мне лично обратился руководитель Минской области Батура». 

По словам свидетеля, и при исполнении этого договора возникли финансовые проблемы. С большой задержкой белорусская сторона перечислила 30% аванса. «Мне пришлось писать письмо заместителю премьер-министра Семашко, чтобы деньги нам были выплачены. «Беллесбумпром» обещал выплату до 25 июня. Деньги мы получили лишь в июле», — сообщил господин Елмаз. 

Почему же котельная не была сдана в эксплуатацию к 7 ноября 2013 года? Напомним, что Александр Лукашенко требовал к этому сроку завершить все работы по модернизации ОАО «Борисовдрев». Глава турецкой компании в суде изложил свое видение проблемы: 

«Строительная часть, изоляция, электричество, подача воды — ни одна из этих работ не была выполнена в срок. Нам сказали, что сдать котельную надо до 30 октября. Но 15 октября мы видели, что еще ничего не готово для тестирования оборудования. 7 ноября мы должны были запустить установку, но не было нужной мощности электричества. Чтобы она 8 ноября заработала, требовалось 1600 киловатт, а имелось всего 165 киловатт. Котлы не были готовы производить пар. Только 11 января 2014 года мы смогли начать производство пара. Однако не было изоляции, и трубы полопались. Но мы как-то начали работать, нас принудили к этому… Между проведением двух тендеров на монтаж оборудования прошло пять месяцев. Это время было потеряно». 

Бизнес-консультант компании Bersey Наджие Мертоглу в качестве переводчика присутствовала на всех совещаниях и встречах с белорусскими чиновниками. Она подтвердила все сказанное руководителями компании. Рассказала госпожа Мертоглу и о знакомстве с представителем белорусских правоохранительных органов. 

По словам Наджие Мертоглу, несколько месяцев назад после совещания у председателя концерна «Беллесбумпром» Юрия Назарова, где присутствовала она и Юзеир Елмаз, к ним подошел человек, который представился Денисом Фурмановым. Какую должность он занимал, свидетель не могла назвать. Фурманов предложил представителям Bersey пройти в отделение для беседы. О чем был разговор, какие вопросы задавались, у Наджие Мертоглу в суде не спрашивали. 

После судебного заседания она сообщила корреспонденту Naviny.by, что беседа проходила в каком-то «полицейском участке». Фурманов интересовался наличием у компании видеозаписей работ на «Борисовдреве», с кем из руководителей они встречались, просил предоставить разные документы. 

«Мы ему сказали, чтобы он прислал официальный запрос. Запроса не было», — сказала госпожа Мертоглу. По ее словам, протокол не велся, никто из представителей компании официально на допросы не вызывался. «Однажды на мой телефон пришла эсэмэска, возможно, от следователя, но я не сочла нужным обращать на нее внимание», — добавила она. 

К месту заметить, благодаря бизнес-консультанту турецкой компании в суде был выявлен, мягко говоря, существенный недочет следствия. 

Отвечая на один из вопросов гособвинителя Елены Филович, Наджие Мертоглу обратила внимание, что к контракту на монтаж оборудования в виде приложения прилагался перечень работ и их стоимость. «Но в материалах уголовного дела нет такого документа!», — пролистав договор, заметила прокурор. «Он должен быть, ведь у нас он есть», — сказала свидетель. 

По просьбе судьи турецкая сторона предоставила приложение к контракту, и этот документ был приобщен к материалам судебного разбирательства. 

…Почему в ходе расследования уголовного дела следствие не допросило сотрудников турецкой компании? Почему странным образом в 117 томах дела не нашлось места для документа, который должен быть неразрывно связан с договором? Ведь без приложения с перечнем работ и их стоимостью невозможно в полной мере представить общую картину реализации всего объема работ, которые были выполнены при строительстве котельной. А значит и оценить ущерб, если таковой вообще имелся.

Именно на эти и другие вопросы придется искать ответ судье, когда он удалится в совещательную комнату для постановления приговора. 

Процесс продолжается. 

Виктор ФЕДОРОВИЧ

Категория: Борисовчане | источник: ex-press.by | обсудить | Печать
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

RSS-лента